13:46
USD 88.91
EUR 94.75
RUB 0.95
Культура

Трепещите: Дон Жуан в Бишкеке

В минувшие выходные труппа Государственного национального русского театра драмы имени Ч.Айтматова представила зрителю премьеру спектакля «Дон Жуан» по пьесе Ж.Б.Мольера. Постановку осуществил известный в Центральной Азии и России режиссер Барзу Абдураззоков, который, по его собственному признанию, очень волновался, готовя вместе с артистами этот спектакль. Прошло чуть более двух месяцев с момента интервью для ИА «24.kg», где на вопрос о своих любимых драматургах, постановщик ответил, что их очень много, в том числе Миллер, Уильямс, Шекспир, Мольер, Чехов. «Однако для постановок могу взять Древнюю Грецию (Софокла) или Средневековье, скандинавов или японцев, индусов или американцев, голландцев или французов, арабов», - сказал режиссер. В ожидании бишкекские зрители стали теряться в догадках, что же они увидят. И тем сильнее было предвкушение радости от встречи с будущей премьерой. И вот она состоялась.

К слову, мировое искусство знает более ста вариантов образа Дон Жуана - крупнейшие мастера, гениальные поэты, композиторы, художники участвовали в создании блестящей галереи портретов пылкого беспечного испанца, покорителя и соблазнителя женских сердец. А созданная в 1665 году Мольером комедия «Дон Жуан, или Каменный Гость» является классической художественной обработкой средневековой испанской легенды. В ней французский драматург провел свой анализ образа европейского дворянина, живущего ради телесных удовольствий и любовных побед.

alt

В комедии, осуществленной Барзу Абдураззоковым, двух главных героев - Дона Жуана и его слугу Сганареля - блестяще играют актеры Марат Амираев и Болот Тентимышов. Сганарель - не только наперсник, ловкий пройдоха, плут, преданный интересам хозяина, он еще и слуга-философ, носитель народной мудрости, здравого смысла, трезвого отношения к вещам. Философские дебаты Сганареля с хозяином при всей их комедийности полны глубокого содержания. А Амираеву блестяще удается создать противоречивый образ Дона Жуана, который сочетает в себе и хорошие, и дурные качества. Первоначально мы знакомимся с Доном Жуаном по характеристике его слуги Сганареля: «Он - величайший злодей, он - собака, черт, турок, еретик, не верующий ни в рай, ни в ад, оборотень, эпикурейская свинья». Так в чем же основной порок горячего испанца? У него самое «непоседливое» на свете сердце; он ветрен, женолюбив, все женщины мира кажутся ему красавицами, каждой он хочет обладать. Но... «Я каждой выдаю почет и поклонение, к которым нас обязывает природа... Будь у меня десять тысяч сердец, я бы отдал их все», - говорит Дон Жуан, зажегший во многих женщинах (донья Эльвира, крестьянка Шарлотта) пламенную любовь и клявшийся им в вечной верности. Лгал ли он? Нет. Когда Дон Жуан говорил о любви, он действительно любил, говорил вполне искренне и сам верил каждому своему слову. Его можно обвинить в ветреном самообольщении, в жестокой беспечности к судьбе другого человека, но отнюдь не в преднамеренном обмане. Прошли первые восторги, и Дон Жуану уже скучно, его влекут другие цветы, а их так много на белом свете...

alt

Верным решением Барзу Абдураззокова было поручить главные роли в постановке двум самым ярким и талантливым актерам Марату Амираеву и Болоту Тентимышову. В результате зритель получил динамичный образ Дона Жуана, меняющийся от пылко влюбленного почти во всех встречающихся женщин до холодно жестокого и лицемерного человека по отношению к ним же, к своему слуге и другим персонажам. Яркие монологи Амираева и Тентимышова, а потом и их диалоги в течение всего спектакля приковывают к себе внимание зрителя. В какой-то момент зритель также мысленно подключается к этому нескончаемому спору о любви, преданности, лжи и предательстве, принимая сторону то одного, то другого героя. Со временем понимаешь: в обществе - ни в верхах, ни в низах - нет ни одного героя без изъяна. Так, Дон Жуан распутничает; донья Эльвира поддается греховной страсти и предает свои обеты Богу; а Сганарель, добрый, честный малый, при всей своей вере в небо потакает разнузданному образу жизни своего хозяина; крестьянка Шарлотта быстро забывает о любимом женихе, когда на горизонте появляется более выгодная партия... Может, правы небеса, посылающие в результате каждому из них свое наказание? Об этом пусть каждый зритель делает вывод сам, ведь пищу для размышлений спектакль дает немалую.

alt

Признаться, я давно не испытывала такого удовлетворения от постановок в Русском театре драмы. Режиссер Барзу Абдураззоков показал, как мастерски можно сработать с классическим драматургическим материалом и новой для себя труппой актеров. Хочется отметить живую, полную эмоций и естественности игру других участников спектакля: Нины Чернышевой в роли Эльвиры, Александра Лебедева - Гусмана, Валерия Крайнова - Дона Карлоса, Данияра Мусаева - Дона Алонсо, заслуженного артиста КР Александра Балбекина - Франциска, Татьяну Горобченко-Клименко - Шарлотту, Яну Колесникову - Матюрину, Богдана Степанюка - Пьеро, Елену Пуртову - Ангела.

alt

Зрителю, стоящему перед вопросом, куда пойти, я однозначно рекомендую: в Государственный национальный русский театр драмы имени Ч.Айтматова на премьеру спектакля «Дон Жуан».

Фото ИА «24.kg».

Бизнес