04:46
USD 88.85
EUR 94.81
RUB 0.95
Культура

Виктор Шестопал: Люди не будут ломать памятники, если обладают человеческой культурой

Ответить на вопрос, для чего мы храним памятники культуры, кажется, легко. С детства нас учили, что литература и искусство помогают понять смысл жизни, делают нас умнее, восприимчивее, духовно богаче. Все это верно, конечно. Но бывает, что даже правильная мысль, став привычной, перестает тревожить и волновать человека, превращается в расхожую фразу. В канун Международного дня памятников и исторических мест, который отмечается сегодня, корреспондент ИА «24.kg» беседует с народным художником КР, известным отечественным скульптором, создавшим более 30 монументальных произведений, установленных в Бишкеке, других городах и районах республики, Виктором Арнольдовичем Шестопалом.

- В январе 2014 года на расширенной коллегии ведомства прозвучало, что в Кыргызстане более 50 исторических и культурных памятников нуждаются в реставрации. Вы отслеживаете их состояние?

- Отслеживаю. Мне это небезразлично. В советское время много лет был членом общества охраны памятников города Фрунзе. Тогда, в 70-80-е, мы действительно отслеживали ситуацию в республике и городе. В те годы Кулуйпа Кондучалова ушла с поста министра культуры и возглавила республиканское общество охраны памятников, а я был при фрунзенском. Поэтому и сейчас не только слежу за сохранностью памятников архитектуры, монументальной скульптуры, но и отмечаю, что для них, я бы сказал, наступило трагическое время. Дело вот в чем. При смене общественных формаций, когда происходят сдвиги на религиозной почве, всегда в первую очередь страдают памятники культуры. Именно поэтому из далекого прошлого до нас дошло много искореженных, разрушенных памятников по всему миру, которые человечество сейчас старается сохранить.

- Знаю, что и ваши работы в свое время пострадали от вандалов...

- Наше государство относительно молодое. От советского периода у нас осталось много памятников архитектуры и искусства. Как скульптор, в первую очередь слежу за состоянием монументальной скульптуры. О себе могу сказать, что отношусь к пострадавшим: ряд моих работ подвергся варварскому хищению - произведения были из металла. У меня пострадало два крупных памятника, несколько мемориальных досок. Один - комплекс-триптих из 11 фигур из кованой меди в селе Беловодском. Установили в начале 90-х и к концу того же десятилетия его растащили по частям. Примерно в это же время в Токмаке стоял наш со скульптором Шаршекеевым большой цельный памятник погибшим воинам из кованой меди. Когда и как сумели содрать медь с этого семиметрового памятника на пьедестале, до сих пор не пойму. Пострадала мемориальная доска из алюминия на доме, в котором жил любимый всеми артист Суйменкул Чокморов. Содрали. Доску на доме известного госдеятеля Абдыкерима Сыдыкова тоже содрали. Доску Чокморову так и не восстановили, а Сыдыкову сделали новую - из камня.

Таким образом, первый удар по памятникам был нанесен расхитителями цветного металла. Но потом произошло нечто худшее. Начались 2000-е - предреволюционные, демонстрации, масса публикаций в прессе. Под удар попадает статуя Свободы нашего известного скульптора Тургунбая Садыкова. Знаете, самое страшное, что оценку этому памятнику давали, хаяли его люди, совершенно далекие от искусства. И самое страшное, что те, кто должны были сохранять и оберегать культуру, шли на поводу этих отсталых суждений буквально на уровне феодального мышления. Убрали статую Свободы. Стали думать, что ставить на ее место. Ставить надо Манаса. Я коснулся как раз этого периода, когда шла работа над ним. Вообще, считаю, на такие памятники - Манасу, Чингизу Айтматову - должен быть широкий международный конкурс. У нас же все происходило кулуарно. Через Минкультуры оповестили ряд скульпторов, те привезли образцы, кто над чем работает, и в музее представили. Среди них был памятник Айтматову для Кара-Бууры, а этот, который сейчас стоит в Бишкеке, памятник Манасу, разрабатывался для Оша. Комиссии последний понравился: «Давайте будем ставить». Минуя конкурс. И никто не смог сказать, давайте проанализируем, насколько эти памятники подойдут к конкретной местности, да и место для них еще не было выбрано. Так не делается! Сначала выбирается место, согласно которому уже продумываются характер памятника, его пропорции, размеры, решение. Серьезно делается, а не лишь бы что-то куда-то наспех поставить. Москва пошла навстречу, предоставила хорошие условия, и памятник Айтматову лепился и создавался там. Но сроки были крайне сжатые - буквально месяца два. И люди выкладывались вовсю, дни и ночи напролет. Два хороших автора. Но им не хватало времени на то, чтобы сделать эту крупную работу. Подключили московских коллег... А ведь его нужно было еще отлить из бронзы, каждый технологический процесс требует опять же времени.

Я тогда посетил нашего посла в РФ Улугбека Чиналиева и откровенно ему сказал: «Поверьте мне, как профессионалу, который занимается скульптурой больше полувека, художественные вещи требуют очень серьезного аналитического подхода. Политические мероприятия приходят и уходят, а художественное произведение останется на годы. И потом в конечном итоге, если общество не примет его, крайним останется не кто-то, а автор». Он согласился со мной, и все равно все пришлось делать наспех. Но я не имел права как художник, как человек, не сказать ему об этом. В результате мы получили то, что получили.

- В каком состоянии монументальное искусство в настоящее время и каковы пути его дальнейшего развития в КР?

- Сейчас в прессе стали появляться статьи о том, что один памятник надо снять, второй - перенести, а третий вообще надо убрать... Как люди не могут понять, что памятники архитектуры, скульптуры, какие бы они ни были, - это определенные страницы истории? И если мы хотим быть цивилизованным обществом, надо беречь свою историю и не выдергивать из нее страницы. Достаточно мы навыдергивали этих страниц в советский период.

Что касается дальнейшего развития монументального искусства в Кыргызстане, то сейчас в регионах ответственность и желание увековечить что-то на себя взяли общественные организации. Хотят увековечить своих предков в больших памятниках, обязательно героических. Сейчас что ни район, то вы видите конный памятник и сидящего на нем деятеля. Никаких исторических документов о многих не сохранилось. Более-менее иконографические документы (портреты, фотографии) остались о Курманджан датке и Шабдан баатыре, опираясь на которые можно что-то создать. Поэтому многое из того, что сейчас делается, - это сочинение образов. И эти памятники, на которых у фигуры то правая рука поднята, то левая - один на другой похожи. Я понимаю своих коллег - хочется людям заработать. Но дело в том, что оценку этим произведениям стали давать местные кадры, которые взяли на себя инициативу по созданию монументов. Ни художественные советы, ни профессионалы, никто эти монументы не оценивает. Многие памятники весьма и весьма посредственные. Уровень монументального искусства в КР упал ниже плинтуса.

- Может, у нас молодых скульпторов меньше стало?

- Нет, скульпторов у нас более чем достаточно. Есть еще и среднее поколение. Сейчас подготовку кадров в основном ведет Академия художеств имени Т.Садыкова. Я слежу за развитием наших молодых кадров по выставкам. Признаюсь, подготовка скульпторов оставляет желать лучшего. Многие выпускники, специализирующиеся на скульптуре, к сожалению, основы не знают. Подчас эти же выпускники остаются преподавать в этой же академии. То есть все варятся в своем соку. Поэтому говорить сейчас о высоком уровне скульпторов, к сожалению, не приходится.

В скульптуре сейчас положение очень тяжелое. В этой секции Союза художников КР числится около 33 скульпторов. Регулярно на республиканских выставках участвует 4-5 человек, остальные заняты заработком. Сейчас Министерство культуры совсем не поддерживает изобразительное искусство из-за отсутствия средств. А если нет средств на поддержку культуры, то рассчитывать на ее развитие нельзя. Культура - область дотационная. Если мы хотим, чтобы наши дети сформировали нормальное, цивилизованное общество, то должны сегодня закладывать в них фундамент культуры. Значит, какие-то средства надо выделять и имеющиеся проблемы решать. Мы не сможем достичь какого-то уровня, если оторвемся от общей истории культуры, если не будем анализировать происходящее сегодня и не думать о завтрашнем дне. Вопрос культуры крайне остро стоит сегодня. Люди не будут ломать памятники, загаживать свой город, если они обладают человеческой культурой.

- Какую работу властям КР и Минкультуры следует проводить, чтобы памятники архитектуры и исторические места выглядели достойно?

- Раньше у нас были организации по реставрации памятников, целый научно-исследовательский институт, есть до сих пор опытные кадры - архитектор Джумамедель Иманкулов, например, который долгие годы отдал этому делу. И готовят еще специалистов по реставрации. Но если нет средств на сохранение и реставрацию памятников, то кадры тоже ничего не могут сделать, они остаются не у дел.

- Около 35 ваших работ находится в музеях Бишкека, зарубежных частных коллекциях; ваши скульптуры украшают столицу и многие районы республики... Чем вы заняты сейчас?

- Работаю у себя в мастерской. По правде говоря, со второй половины 90-х работы Минкультуры перестало покупать, да и сам я стал меньше их отдавать... Работаю над мраморной фигурой, готовлюсь показаться на Осенней республиканской выставке. Что это будет? Увидите... (смеется).

Бизнес