19:53
USD 85.91
EUR 93.34
RUB 1.03
Культура

Картина Айвазовского: идеальное похищение?

Накануне Нового года из Кыргызского национального музея изобразительных искусств имени Гапара Айтиева была похищена картина Ивана Айвазовского «Морской пейзаж в Крыму». Сразу после праздника, когда по республике были объявлены каникулы, музей и его сотрудники, как положено, вновь приступили к работе. Однако их так же, как и других кыргызстанцев, не оставляет в покое главный вопрос: как из закрытого и сданного под охрану учреждения культуры мог пропасть ценный экспонат? Об этом корреспондент ИА «24.kg» беседовала с главным хранителем музея Айгуль Мамбетказиевой.

- Почему в ГУВД Бишкека сообщили, что только 30 декабря - спустя три дня после пропажи - сотрудники музея обратились в милицию?

- Я не знаю, почему ГУВД дало такую информацию. Сообщение о краже было сделано сразу после того, когда утром 27 декабря смотритель вошла в Русский зал и обнаружила, что нет картины Айвазовского. Причем сообщение в милицию сделала лично я, и это у них должно быть зафиксировано в документах.

26 декабря после празднования с коллективом Нового года в седьмом часу вечера все разошлись по домам, остались лишь девочки-сотрудницы для уборки и мытья посуды. Вечеринка проходила на 1 этаже в лекционном зале, она длилась недолго, а музей в этот день для посетителей был закрыт чуть пораньше - часа в три. По окончании рабочего дня, как положено, каждый смотритель закрыл свой зал, ключи сдали старшему смотрителю, а затем весь музей был сдан под сигнализацию на пульт в охранное ведомство в 21.15. На ночь в музее остаются только сторожа и технические службы.

- Тогда получается, картину украли до сдачи на пульт, если, как вы говорите, утром на дверях зала замок с пломбой был. А следов взлома не было?

- Сейчас работают следственные органы, и существует несколько версий случившегося. Но склоняются они больше к тому, что произошло это все-таки, наверное, в рабочее время.

- Каким образом идет наблюдение за залами в рабочее время?

- В музее круглосуточная охрана - дневная и ночная. В темное время суток охрану осуществляют представители городской службы вневедомственной охраны. А днем охрану ведут музейные смотрители, каждый из которых дежурит в своем зале.

- И плюс видеонаблюдение ведется?

- Приборы у нас старые. А Русский зал не подпадает под видеонаблюдение. Но оно есть у нас в других залах. Во время работы музея сторожа просматривают залы в режиме реального времени. К сожалению, наша видеонаблюдательная аппаратура стара и на ней не ведется запись. Ведется также видеонаблюдение с внешней стороны - с главного входа.

- Как же так получается: Русский зал, в котором полно ценных картин русских классиков-живописцев, оставлен без видеонаблюдения? Неужели вы не поднимали этот вопрос ни разу?

- Ну почему же? Поднимали, и не раз. Проблема связана с финансированием, все это очень сложно. Думаю, что в отсутствии настойчивости с нашей стороны нас обвинять нельзя. Но мы знаем, насколько сейчас сложно во всех музеях страны с видеонаблюдением, техническими средствами, обеспечивающими охрану. Посмотрите, к примеру, на мое окно: на нем датчики движения, созданные и установленные в советское время.

- Тем не менее кажется странным - такой дорогой зал с ценными экспонатами и без должной охраны...

- Этот дорогой зал существует у нас с 1935 года. Некоторые экспонаты из коллекции в нем поступили в музей именно в этот год, другие прибывали к нам вплоть до 1967-го, когда мы получали с баланса на баланс из центральных российских музеев. Бог нас миловал при такой же системе охраны музея, залов, экспонатов. Наверное, криминальная ситуация в те годы была немного другой. Но сейчас это случилось. А ценным у нас считается не только Русский зал, но и все остальное наследие, хранящееся в музее, является бесценным.

- Какова нынешняя истинная стоимость похищенной картины Ивана Айвазовского «Морской пейзаж в Крыму»?

- Я не буду сейчас приводить эти оценки. Могу только сообщить ту цену работы, которая зафиксирована во всех учетных документах. Это 10 тысяч рублей. В то время - а это был 1955 год - картина была оценена так, но получили мы ее с баланса на баланс. А сейчас оценка, наверное, идет от того, как подобного рода работы авторов того времени продаются на международных аукционах. Естественно, к любому произведению искусства можно применить тот момент, что искусство дорожает, тем более, если оно проверено временем и принадлежит кисти очень известного художника. Стоимость, наверное, очень высокая.

- Но ведь с 1955 года прошло много времени, да и Кыргызстан более 20 лет назад стал независимым государством. Неужели в музее ни разу не проходила экспертная оценка картин?

- У нас экспертов нет, оценку мы не производим. В музейных документах оценочная стоимость, если она есть, фиксируется та, которая была на момент поступления. После этого по сегодняшний день переоценку мы не проводим. В музейном мире ценность произведений заключается в ином - не в номинальной стоимости, а в том, чтобы эта вещь была, радовала людей. В наших нормативных документах нет момента, где говорится, что мы должны делать переоценку имеющейся коллекции работ.

- Что вы имеете в виду под «нормативными документами»?

- Это инструкция по учету и хранению, по ней мы сейчас работаем.

- А когда она была создана?

- Написана она была давно. Мы ее под новые времена немного переделали. Но опять же: переоценка работ в музейном мире не применяется. Я, во всяком случае, о таком не слышала. Мы оцениваем работы только в том случае, если они уходят на какую-нибудь выставку. Это обязательное и непременное условие - любой экспонат в составе выставки оценивается, ставится страховочная сумма, и вся выставка также страхуется. Вот тогда оценка идет. А так ежегодно у нас проводятся сверки наличия вещей, находящихся в музее.

- Варварски картину вырезали?

- Да, ее вырезали. Она находилась под стеклом, холст любой картины обычно натягивается на подрамник. Грабители, видимо, из рамы вытащили резиновый подрамник и каким-то острым режущим предметом вырезали холст с ребра подрамника. На ребре остались небольшие лоскутки холста. Стекло при этом не вынимали. Они с тыльной стороны отодвинули скобки, которые держат подрамник, а затем вынули его. Часто в фильмах показывают похищения картин, когда грабители вырезают холст картины без стекла прямо с лицевой стороны. От нарушения живописной стороны у похищенной у нас картины Айвазовского спасло наличие стекла. То есть живописная часть этой картины сейчас не нарушена, потому что она была срезана по кромкам холста, на которых не было ничего написано.

- Как думаете, найдут ли картину?

- Надеюсь, что да. Потому что на ее поиски брошены очень большие силы, ведутся оперативно-следственные мероприятия. 


Бизнес