Имена создателей новой Конституции Кыргызской Республики, этой великолепной шестерки, должны быть вписаны золотыми буквами в историю суверенного Кыргызстана. Им удалось то, что не удавалось еще никому. После полуторалетнего всенародного обсуждения, после работы океаноподобного Конституционного совещания, после десятков инициативных проектов и семидневной митинговой стихии мы получили то, что Марат Тазабеков метко назвал «конституцией курьезов». Воистину по курьезности ее можно сравнить только с тем творением, которое тоже было сделано за семь дней – нашей действительностью.
Кыргызская Конституция в очередной раз стала жертвой политиков. Иного и трудно было ожидать, поскольку с самого начала в основание конституционного процесса были положены непрофессионализм и политическая конъюнктура. Об этом писали эксперты, юристы, политологи, предостерегая от поспешности, от нарушения технологии конституционного процесса, от опасности отдавать его на усмотрение дилетантов и политиков. Однако их голоса так и остались не услышанными.
Новая Конституция не только не стала новым шагом в развитии кыргызской демократии, но и обрела столь серьезные изъяны, что впору уже сегодня ее менять.
Очень хотелось бы обвинить в этом президента страны, поскольку именно он внес то, что получилось, в Жогорку Кенеш. Но, во-первых, в подготовке новой Конституции, ее окончательном согласовании участвовало столько «заслуженных юристов», что Курманбек Бакиев, видимо, просто постеснялся усомниться в их компетентности. А во-вторых, за его окнами бушевала многотысячная толпа, и в этой ситуации выбор - конституция или власть, а то и жизнь - был вполне понятным.
Непонятно другое: чему так радовался глубокой ночью Жогорку Кенеш. Согласно новой Конституции, он потерял даже те возможности формировать правительство, которые были в старом Основном законе. Персональное назначение премьер-министра теперь отдано неизвестно каким политическим партиям, которым достаточно иметь лишь четверть состава парламента, а министры и вовсе утверждаются президентом и премьером на их междусобойчике. Более чем десятилетняя борьба Жогорку Кенеша за право назначать министров завершилась его полным поражением. Бакиеву с блеском удалось отыграть то, в чем уступил Акаев. Причем сделать руками самой оппозиции и самого парламента. Формирование персонального состава правительства полностью выведено из компетенции депутатов. В качестве утешения им оставлено право вотума недоверия кабинету министров и отдельным министрам. Но в случае с правительством это чревато роспуском парламента, а отстранение от должности глав ведомств может стать теперь национальной забавой. В течение последнего года мы видели, как легко министры получают «неуды» от Жогорку Кенеша порой только лишь за то, что осмелились отстаивать свое мнение в парламенте.
Опасной ловушкой будет отсутствие в Конституции четких указаний того, в каких случаях президент может не утвердить те кандидатуры, документы которых попадают к нему на стол. В Основном законе написано только то, что он утверждает премьер-министра и министров. А если не утвердит? Особенно главу правительства и особенно в четырнадцатидневный срок. Что будет в этом случае? Право формирования кабинета министров перейдет по усмотрению президента к любой другой политической партии, в том числе и не попавшей в Жогорку Кенеш, а только участвовавшей в выборах. Все это означает, что и премьер-министр будет таким и только таким, какого захочет видеть президент. Это действительно большая победа оппозиции, стоившая того, чтобы устроить праздник.
Но подлинным шедевром новой Конституции является другое. Феликс Кулов может больше не беспокоиться, поскольку он не может уйти в отставку ни по собственной воле, ни по воле президента, ни по желанию Жогорку Кенеша до тех пор, пока не будет парламента, избранного по пропорциональной системе. А это, как записано в той же Конституции, произойдет не раньше 2010 года. Вернее, уйти может, но в таком случае страна останется вовсе без правительства до тех пор, пока не будет выбран новый парламент. Теперь, чтобы избавиться от премьера, Жогорку Кенешу надо волей-неволей идти на самороспуск или провоцировать на это президента, дважды в течение трех месяцев выразив вотум недоверия кабинету министров. Причем парламенту надо поторопиться. Поскольку ставить вопрос о недоверии правительству в первый раз можно только по итогам рассмотрения ежегодного отчета о его работе. Если в этом году не успеют, то придется ждать следующего. Правда, в утешение можно хоть каждый день снимать министров. Всех. Но поодиночке.
Справедливости ради следует отметить, что в новой редакции Конституции есть и позитивные моменты. Главный из них тот, что Основной закон не претерпел существенных изменений в основной своей части и хоть это в какой-то степени удерживает его на плаву.
К числу позитивных изменений, несомненно, надо отнести включение в Конституцию положений о том, что арест граждан может осуществляться только по решению суда. Этому нововведению много лет препятствовали как органы внутренних дел, прокуратура, так и сами суды, опасаясь наплыва работы. Тем не менее в суматохе об этом все они забыли, и важный механизм защиты прав человека попал, наконец, в Основной закон.
Можно приветствовать и появление в конституционном формате Национального совета по делам правосудия. Это новый механизм общественного участия в подборе кадров судов и контроле над их работой. Он должен сыграть позитивную роль в преодолении изъянов нашей судебной системы. Пока, правда, не ясен механизм формирования самого совета.
Есть и другие нововведения, в том числе такие, которых требовало общество.
Словом, у нас еще не потерян шанс получить нормальную Конституцию. Правда, для этого надо внести в нее немало изменений. Упаси Всевышний, чтобы они и дальше делались таким же образом, как нынешние.
Серьезная, еще не осознанная до конца опасность произошедшего состоит в том, что создан прецедент уличного правотворчества. Отныне любой, кому удастся собрать несколько тысяч человек, вправе требовать изменения Конституции, законов, а любая группа депутатов – объявить себя Учредительным собранием и создать параллельную государственную систему. Принцип верховенства закона, унитарности права - основа основ правового государства - поставлен на грань существования. С последствиями этого нам еще предстоит столкнуться. Скорее всего – уже в марте 2007 года.
http://ipp.kg/ru/analysis/328-13-11-2006