04:45
USD 89.02
EUR 94.77
RUB 0.95
Общество

Назик Бейшеналы: В научных кругах Кыргызстана искусственно, порой на грани безумного героизма, поддерживают жизнь науки

Как поднять науку в Кыргызстане на должный уровень? Возможно ли такое? Об этом рассказывает Назик Бейшеналы, доктор экономических наук Франции, заместитель директора Центра перспективных разработок КР.

- Спрашивать, на каком уровне сегодня кыргызстанская наука, видимо, не стоит. Скажите, отчего она «в загоне»?

- Наука в Кыргызстане постепенно умирает. С одной стороны, это обусловлено отсутствием поддержки и понимания ее важности со стороны государства и общественности. С другой - тяжелое состояние науки усугубляется развитием околонаучной деятельности. У нас продолжают получать научные степени кандидатов и докторов, публиковать псевдонаучные статьи люди, которых сложно назвать учеными. Люди без профессий и соответствующего образования рассуждают об экономических проблемах и наоборот. Практически отсутствует стандарт в виде профессиональных научных кругов, которые бы задавали планку и нормы ведения научной деятельности. Ужасающими темпами растет разрыв между критериями, принятыми в кыргызской научной и интеллектуальной среде, и международными. Как известно, наука не является территориально обособленным понятием, присущим одной стране или региону. И в любом государстве она должна соответствовать установленным международным стандартам и строгим нормам ведения научных работ.

- О каком соответствии международным стандартам может идти речь, если на науку просто нет денег?

- В Кыргызстане слабое финансирование науки не первичная, а производная проблема. Деньги при желании можно найти. Первичной проблемой является отсутствие понимания ее важности и необходимости в среде политиков и общества в целом. Сегодня многие не понимают вообще, зачем нужна наука. Только в научных кругах искусственно, порой на грани безумного героизма, поддерживают последние ее дни. Работая в научном центре, каждый день приходится сталкиваться с высказываниями: «Мы и без исследований все знаем» или «Зачем нужна наука маленькому Кыргызстану?». Это понятно, так как в стране практически нет связи между наукой и другими сферами общественной жизни. На Западе фундаментальные открытия воплощаются в жизнь в производственном секторе, в то время как результаты социальных наук ложатся в основу политических решений в социально-экономической сфере. В КР наука стала абстрактным понятием.

- Но существует солидная Академия наук, которая наверняка работает и в этом направлении?

- В Кыргызстане нужна научная реформа. Такая структура, как Академия наук, может быть эффективна при наличии двух минимальных условий: сильная государственная власть и крупномасштабное государственное финансирование. Если в стране власти ставят цель научного прогресса и в состоянии финансировать науку, то Академия наук может расцениваться как эффективный механизм управления. Однако в сегодняшних условиях она перестала быть ведущим научным звеном: безденежное существование, утечка кадров, морально и физически устаревшее оборудование, низкая мотивированность научного персонала и многие другие проблемы привели к тому, что все больше поднимается тема реформы Академии наук. Но какой она должна быть?

Нередко подразумеваются расформирование Академии наук и передача научной деятельности вузам. Такая система отлично работает в некоторых западных странах, в частности в США. Однако у нас она обречена на провал. Нужно учитывать особенность кыргызских вузов, которые не готовы полностью принять на себя управление научной деятельностью. Они сейчас студентов нормальных подготовить не могут, что тут говорить об ученых? Поэтому двухуровневая научно-управленческая система для нас предпочтительнее.

Важно, чтобы существовал центральный орган, который занимался бы исключительно научно-управленческой деятельностью, в функции которого входили бы определение национальных научных приоритетов, распределение финансирования, управление научными инстанциями, координация их деятельности, защита интересов научных кругов, организация мероприятий, присуждение степеней и продвижение международного сотрудничества. Во многих странах с развитой научной системой существует такого рода организация, как Академия наук.

Например, Национальный центр научных исследований (НЦНИ) Франции является организацией, которая координирует деятельность государственных научно-исследовательских организаций. Согласно недавнему опросу, проведенному Институтом политических наук Франции, показатель доверия населения к НЦНИ составляет 90 процентов, в то время как к правительству - лишь 31 процент, к президенту - 35 процентов и к полиции - 71 процент. То есть органам управления наукой доверяют в 3 раза больше, чем государственной власти, и почти в 1,5 раза больше, чем полиции! Это указывает на авторитет науки во французском обществе.

- Чем занимается этот центр? Каково его место в развитии науки как таковой?

- НЦНИ имеет 3 основные миссии. Во-первых, он финансирует лаборатории, среди которых 90 процентов являются смешанными, ведущими научную деятельность при различных вузах, частных предприятиях или других организациях. НЦНИ поддерживает их, предоставляя либо прямое финансирование, либо помещения, оборудование. Каждые 4 года национальный комитет центра проводит аттестацию лабораторий. От результатов их деятельности зависят контракты на последующие 4 года.

Во-вторых, НЦНИ финансирует научных сотрудников, инженеров и других специалистов, задействованных в лабораториях. Конечно, не всех: для этого научным сотрудникам необходимо пройти конкурс на получение статуса исследователя центра. Их контракт пересматривается каждые 2 года и опять же оценивается национальным аттестационным комитетом.

В-третьих, финансирует научные проекты. Он их отбирает в соответствии с национальными приоритетами и финансирует, как правило, на основе срочных контрактов. Бенефициариями могут быть как аффилированные с НЦНИ лаборатории, так и независимые.

Французский пример интересен тем, что работает по принципу аффилированности научных лабораторий, при этом имея достаточно гибкую структуру за счет регулярного пересмотра контрактов с научными лабораториями и работниками.

- Возможно ли подобное в нашей стране?

- Такая система, на наш взгляд, вполне способна прижиться в Кыргызстане. С одной стороны, научно-управленческая структура сохраняет централизованный характер, с другой - делегирует выполнение научно-исследовательских работ лабораториям, примыкающим к вузам или другим организациям. В КР это позволит привлечь молодых ученых из-за рубежа и сформировать молодых ученых здесь, обеспечить дополнительное финансирование и, таким образом, обеспечить динамику научной деятельности в Кыргызстане. Очень хочется верить в возрождение науки, ведь только на нее может полагаться экономическое развитие страны.

- А что может предложить ваш Центр перспективных разработок для развития науки?

- Наш центр изначально задумывался как пилотный проект для апробирования в кыргызских условиях новых методов управления наукой. Нами планировалось разработать совместно с НАН КР проект реформирования управления наукой в стране. В команде центра работают люди, имеющие значительный опыт научной работы в Западной Европе. Многие ребята из-за границы готовы присоединиться или сотрудничать на расстоянии. Они только ждут приглашения. У нас большие планы, и мы не боимся трудностей, но из-за неопределенности статуса центра работа продвигается с огромным трудом и подавляющая часть инициатив находится в режиме ожидания.

Очень жаль, что для руководства страны предлагаемые нами инициативы не являются приоритетными. Хотя, что может быть важнее, чем закладка фундамента для будущего развития страны? С высоких трибун постоянно слышны заявления о необходимости привлекать молодежь из-за рубежа. У многих это вызывает сомнения, так как уехавших возвращать на отечественную госслужбу крайне сложно. Мы это уже сделали и готовы продолжить, пусть и в ограниченных масштабах, но зато на деле, если нас поддержит руководство страны.

Бизнес