01:29
USD 89.01
EUR 95.05
RUB 0.94
Общество

Из Карагачевой рощи готовы сделать «сад зверей»

Французы готовы инвестировать в то, чтобы Карагачевая роща в столице Кыргызстана из дикого бесхозья превратилась в оригинальный животный парк.

Оградив животных от людей

Центром перспективных разработок КР совместно с Франко-Кыргызской ассоциацией экотуризма подготовлен проект обустройства рощи, согласно которому она должна превратиться в настоящий животный парк (именно в него, а не в привычный нам зоопарк). Он подразумевает отсутствие тесных клеток для зверей, которым планируют предоставить почти полную свободу, лишь огородив их ареалы современными цивилизованными заграждениями (благо, что огромные неосвоенные территории Карагачей это позволяют - 170 гектаров зарослей и водоемов!).

Разработчики проекта рассчитывают, что на природном ландшафте поселятся самые разные представители животного и птичьего мира, вплоть до хищников и исчезающих «краснокнижников» - снежный барс, тяньшаньская рысь, красный волк, лошадь Пржевальского, тяньшаньский бурый медведь и другие. А люди, желающие понаблюдать за поведением животных фактически в естественной среде, смогут это сделать благодаря специально оборудованным переходам или же трансляции скрытых видеосъемок.

А как же деньги?

По словам директора Центра перспективных разработок Чингиза Шамшиева, проект привлек внимание потенциальных инвесторов, ведь на Западе подобные парки весьма популярны и прибыльны. И помимо традиционных экскурсий могут иметь и иную сферу применения. Тут возможны проведение научных исследований, съемок документальных фильмов, которые, к слову, можно будет продавать в качестве тех же сувениров на DVD или по Интернету, чтение лекций.

Он отметил, что минимальная сумма на обустройство животного парка - $1-2 миллиона (это ограждения, приобретение зверей, которых, впрочем, вполне реально получать по различным программам обмена или же по линии конфискованного у браконьеров или попавших в капканы, зарплата квалифицированному персоналу). Кроме того, нужны зоны отдыха (с точками общественного питания, домами отдыха, аттракционами и прочими развлечениями, музеями, медиабиблиотеками). Их планируют отдать под «аутсорсинг» - предпринимателям, желающим вложить в обустройство зон свои деньги (естественно, с последующим возвратом вложений). Кстати, возведение всех сопутствующих сооружений должно идти по принципу «слияние с природой» - никакой вычурности и аляпистости.

Окупить все это, по мнению директора центра, можно за счет платы за вход, продажи производной продукции, аренды участков, платы за право документальной съемки и работы научно-исследовательских лабораторий.

- Всего этого достаточно для покрытия текущих расходов и амортизации вложений, - уверен Чингиз Шамшиев. - Во Франции, например, сборы за вход превышают расходы на текущие нужды. Мы живем в рыночном государстве со слабым бюджетом: в таких условиях любой проект должен иметь солидную экономическую базу. Поэтому просчитываем экономическую рентабельность. Ведется большая работа по привлечению инвестиций. У нас уже много предварительных договоренностей. Один французский парк изъявил желание участвовать в нашем проекте: возможно, это будет консорциум с ним или его филиал тут.

Без специалистов не обойтись

Просчитаны и технические риски вроде заболеваний животных, бегства опасного зверя или его нападения на человека (впрочем, к числу таких рисков относится и урон, нанесенный животному парку посетителями).

- Такие риски легко управляются при наличии строго подобранного персонала плюс внутреннего регламента, - говорит Чингиз Шамшиев. - Просто требуется компетентное управление. Конечно, парк должен быть организован по самым высоким мировым стандартам. А в Кыргызстане этого не знают, поэтому без привлеченных из-за рубежа специалистов не обойтись.

Впрочем, не обойтись животному парку и без местных жителей. Естественно, что парк будет нуждаться в административном персонале, ученых, ветеринарах, технических сотрудниках, гидах для экскурсантов. Продукты для животных будут приобретаться на ближайших фермерских хозяйствах. Так что реализация проекта «Животный парк - Карагачевая роща» автоматически решит и проблему создания рабочих мест.

Это было в планах

Интересно, что признанные отечественные зоологи и биологи обеими руками за такое нестандартное начинание. К примеру, профессор Эмиль Шукуров считает, что это очень хорошая, своевременная идея. Он рассказывал, что создание кыргызского зоопарка планировалось еще в советское время, и идея активно муссировалась на самых разных уровнях. Предлагались самые разные места, в том числе территория ВДНХ, нынешних микрорайонов, не обошли стороной и Карагачевую рощу, где «зверей напоказ» хотели разместить в нижней ее части.

- Но дальше разговоров дело не пошло, поскольку обсуждения велись, а денег не оказалось, - рассказывает Эмиль Шукуров. - В самый последний момент предложили запустить в этот парк только таких животных, которые фактически ничего не едят, чтобы максимально сэкономить! А вообще, Карагачевая роща прямо создана для того, чтобы в ней расположился сад зверей. Во-первых, в ней сохранились неплохие экологические условия для животных. Во-вторых, сама концепция животного парка предполагает, что звери будут жить не в клетках, как в обычном зоопарке, а на обширных загороженных участках, и тем самым будут приближены к естественным условиям существования. И в этом плане животный парк может стать чем-то вроде реабилитационного центра.

Плюсов много - будет ли дело?

Инициаторы проекта видят в животном парке безусловную привлекательность для туристов, ведь чего-то аналогичного во всей Центральной Азии просто нет (разве что Таджикистан планировал создать что-то похожее: когда-то в одном из ущелий этой республики существовал филиал Душанбинского зоопарка). Алматинский зоопарк хоть и хорош, но представляет собой все тех же животных в клетках.

Так что чем не замечательная перспектива для рощи, ставшей едва ли не притчей во языцех благодаря прочным ассоциациям с запустением и криминалом? Конечно, нувориши и тут находят ей новое применение, активно застраивая теремочками облюбованные зеленые уголки. Между прочим, за 15 лет такой активности Карагачи потеряли 53 гектара! Так что будет неудивительным, если в результате на долю зверюшек останется лишь 70-80 гектаров площади. Но это уже вопрос компетенции столичных властей, с которыми, по признанию Чингиза Шамшиева, возникло полное взаимопонимание: столице нужны туристы, как и приток инвестиций.
Бизнес