04:41
USD 88.85
EUR 94.92
RUB 0.96
Общество

Вернемся к нашим баранам

Смена верхушки власти естественным образом приводит к тому, что переназначаются и руководители на местах. Как правило, новоиспеченные боссы вносят коррективы в систему местного самоуправления.

Дурной пример заразителен?

Апрельская революция в Кыргызстане, приведшая к власти временное правительство в лице экс-оппозиционеров, еще раз подтвердила вышесказанное. Волна переназначений глав сельских управ, районов и областей прокатилась по всей стране. Кого-то спустили сверху, а кто-то сам захотел стать начальником и по примеру ВП заполучил свой пусть маленький, но все же трон.

Урвал свое и нынешний глава сельского округа Кара-Кужур Нарынского района одноименной области Курманбек Алиев. По словам директора государственного племенного завода «Тянь-Шаньский» Салыбека Чолуева, Алиев стал председателем сельского округа 14 апреля 2010 года, принудив предшественника написать заявление об уходе и освободить кресло.

Далее, то ли подражая куратору силовых ведомств Азимбеку Бекназарову, который после очередной революции проводит национализацию частных объектов, то ли с целью завоевать авторитет, Курманбек Алиев стал проводить свою национализацию, в местном масштабе.

«По представлению бывшего исполняющего обязанности губернатора Нарынской области Адыла Эсенбекова, 19 мая 2010 года Институт животноводства снял меня с должности, - говорит Салыбек Чолуев. - Уже 23 мая Курманбек Алиев подписал постановление об изъятии овец госплемзавода «Тянь-Шаньский», хотя по закону не имеет права заниматься даже распределением земли сельской управы, не говоря об управлении заводом. Созданная им комиссия из 15 человек отобрала у завода 6,5 тысячи голов овец редкой тяньшаньской тонкорунной породы и раздала их жителям сел Лахол и Жер Кочку. Люди получили по 12 овец и 4 ягненка. Общая сумма нанесенного государству ущерба - 34 миллиона сомов».

Племя без будущего

В народные руки вместе с 6,5 тысячи голов мелкого рогатого скота ушли и 112 баранов-производителей, среди которых представители редких пород, в частности английского суффолка и мериносов с австралийской помесью. «Сейчас у завода нет материала для воспроизводства, поскольку в нем кроме 1 тысячи 600 овец маточного поголовья ничего не осталось. Глава Нарынского района Тазабек Мамыров публично пообещал людям узаконить раздачу государственного скота. Хотя такие вопросы должен решать Жогорку Кенеш», - сказал Салыбек Чолуев.

В противовес ему выступает глава региона Турдубек Мамбетов. По его словам, Курманбек Алиев просто не смог ничего сделать, когда местные жители, недовольные прежними властями, в том числе и Салыбеком Чолуевым, решили забрать племенных овец.

«Да, он не смог остановить данный процесс, - говорит Турдубек Мамбетов. - Но Курманбек Алиев никакого постановления не подписывал. Люди понимают, что овцы государственные, поскольку при их изъятии присутствовали и представители правоохранительных органов, которые объясняли гражданам, что живность нужно вернуть. А если честно, за 7 лет своей работы Салыбек Чолуев незаконно списал и распродал 9 тысяч овец, принадлежавших заводу».

На грани исчезновения еще один госплемзавод Нарынской области - «Кочкорский», который находится в одноименном районе. По словам директора предприятия Бакыта Качиева, завод подвергается мародерству во второй раз. «После мартовской революции 2005 года у нас отобрали 832 овцы, 27 лошадей и 57 яков. Через 5 лет, во время апрельской смены власти, история повторилась. Жители сел Семиз-Бел, Арсы, Кара-Тоо и Текилдек с 7 по 10 апреля откровенно мародерствовали. А возглавляли действия грабителей нынешние председатели сел. В итоге потеряно 1 тысяча 741 овца, 1 лошадь, похищен инвентарь. Общая сумма ущерба составила 6,5 миллиона сомов. Аким района Рыспай Сарбаев вместо того, чтобы защитить государственное имущество, обращается в вышестоящие органы с предложением узаконить раздачу государственной собственности», - подчеркнул он.

Самоуправство в законе?

В середине июня по факту ограбления завода «Тянь-Шаньский» Нарынским областным УВД возбуждено уголовное дело. А 13 июля Салыбека Чолуева восстанавливают в должности. Вроде, все вернулось на круги своя, но государственные овцы по-прежнему находятся в руках сельчан.

«Уголовное дело возбуждено по факту ограбления госплемзавода, но не виновных лиц, хотя данное дело должно квалифицироваться как самоуправство (статья 305 Уголовного кодекса КР). Более того, на меня устраивают гонения. Как и его предшественник, нынешний губернатор Турдубек Мамбетов пытается снять меня с должности. Но я готов добровольно покинуть пост после того, как заводу вернут овец. По сути, все идет к тому, что в будущем эти же чиновники возбудят уголовное дело против меня за растрату госимущества», - сказал Салыбек Чолуев.

По мнению следователя Нурлана Асекова, который занимается данным делом, для паники пока нет причин. «Следствие продолжается, и делать выводы рано. По завершении следствия, возможно, дело будет переквалифицировано», - сообщил он.

В свою очередь Турдубек Мамбетов отметил, что Салыбек Чолуев, будучи директором завода, самоуправствовал, поэтому уголовное дело нужно возбуждать в отношении него: «Он самостоятельно устанавливал цены на овец и продавал их. А если чабан заявлял, что больное животное подохло или же его задрали волки, то Чолуев через суд возмещал ущерб или штрафовал пастухов на 6 тысяч сомов».

Уголовное дело по факту мародерства в Кочкорском госплемзаводе также не сдвинулось с мертвой точки, хотя расследование по нему ведется уже более семи месяцев.

Без(ответная) ответственность

Не помогло вернуть госимущество и распоряжение главы государства. Во время рабочей поездки по Нарынской области в начале сентября президент переходного периода Роза Отунбаева обязала местные власти восстановить госплемзаводы до конца месяца. Для оценки ущерба создана межведомственная комиссия.

По словам одного из ее членов начальника управления и развития животноводства при Министерстве сельского хозяйства КР Самата Алиева, заключение комиссии представлено в областную прокуратуру, УВД, региональные и местные органы власти. По нему люди должны были вернуть заводу захваченное поголовье. «По закону о племенном хозяйстве, принятому в 2009 году, племенной скот, имущество, земля - это собственность государства. Вернуть государству принадлежащее ему имущество - это задача правоохранительных органов, а 6,5 тысячи голов полутонкорунных овец - это немало. Например, во время СССР за растрату даже 10 овец человека уже отдавали под суд», - сказал он.

Вместе с тем прокурор области Нурлан Дюшембиев уверяет, что по данным уголовным делам следственные мероприятия идут полным ходом: «Правоохранительные органы совместно с местными властями проводят разъяснительные работы среди граждан о добровольном возврате овец. Однако люди всячески препятствуют этому, в связи с чем мы пока не можем принять окончательное процессуальное решение».

Ни туды и ни сюды...

Как оказалось, кроме того, что утрачена редкая пород овец, есть еще одна очень большая проблема.

По словам Самата Алиева, согласно реформе, которая проводилась прежними властями, некоторые структуры, относящиеся к Министерству сельского хозяйства, в том числе и Кыргызский научно-исследовательский институт животноводства, в чьем ведомстве находятся госплемзаводы, переданы под юрисдикцию Министерства образования и науки.

«Почему их передали непрофильному министерству, мы не знаем. Но в том числе из-за этого мы никак не можем повлиять на ситуацию», - добавил он.

Факт остается фактом - государство потеряло 6,5 тысячи элитных овец, которые так необходимы стране для развития овцеводства. Чиновники всех рангов с высоких трибун обещают сделать данную отрасль не только самостоятельной, но и прибыльной. Но возможно ли это при подобном отношении? Ведь доля чиновничьей ответственности при нынешнем раскладе минимальная.

Бизнес