17:07
USD 86.20
EUR 91.64
RUB 0.89
Общество

Плата за бесплатное образование?

«Больше всего я не люблю родительские собрания. Всегда знаешь заранее, что там будет обсуждаться: сколько в очередной раз надо сдать денег на нужды школы», - говорит моя знакомая, мать двоих детей-школьников. Ни одно родительское собрание, по ее словам, не обходится без таких «просьб» помочь школе. «Казалось бы, траты небольшие, но когда посчитаешь, за год набирается приличная сумма», - говорит она.

«На государство сегодня надежды нет. Если родители не будут помогать, детей некому будет учить, из-за мизерной зарплаты скоро все учителя разбегутся. А в школе еще должны быть современные компьютеры, оборудование, учебники...», - не согласна с ней другая мама, у которой сын учится в третьем классе.

Добровольно-принудительные взносы

У Марины Шакуровой сын в 2009 году пошел в первый класс. Событие для родителей значимое. И, как оказалось, весьма дорогостоящее. «Первый вопрос, который нам задали во время устройства в школу: «Чем вы можете помочь школе?». За поступление мы отдали 5 тысяч сомов, потому что живем на территории другого участка. Нас еще успокаивали: мол, это по-божески, в некоторых школах вступительный взнос достигает 20 тысяч. Далее начались бесконечные сборы денег. На день учителя - по 200 сомов, день рождения классного руководителя - 300, Новый год - 300, 8 марта - 200, день букваря - 500 и в конце года на ремонт - 250 сомов. Начался новый учебный год, ждем очередных «сдайте...», - говорит Марина.

В Бишкеке состоялся круглый стол, где обсуждалась проблема школьных поборов. Организаторы мероприятия из Альянса «За прозрачный бюджет» пригласили директоров школ, которые наперебой твердили, что как таковых поборов в школах нет. Есть добровольные взносы. «По инициативе родителей учащихся в нашей школе создан попечительский совет. Он зарегистрирован как юридическое лицо - общественный благотворительный фонд «Аракет». Принудительных сборов нет, это благотворительный фонд», - подчеркивает директор школы № 1 города Шопокова Наталья Демина.

Без финансовой помощи родителей не обойтись, соглашается с коллегой и директор бишкекской средней школы № 4 Илита Пак. «Поднять качество образования, решать кадровые вопросы - со всеми этими проблемами государство не справится. Нашей школе 30 лет, здание старое, постоянно нужны деньги на текущий ремонт, на устранение мелких поломок. Государственный бюджет не может полностью профинансировать нужды школ, основные спонсоры - родители. Мы обращаемся к ним, большинство соглашаются, за что мы их благодарим на общей линейке», - отмечает она.

Чем чревато не откликнуться на просьбу помочь, многие из родителей наверняка знают: прежде всего, поставишь ребенка в неловкое положение. «Конечно, мы соглашаемся, ведь ему здесь учиться, не будешь же постоянно переводить его из школы в школу. А педагоги всегда найдут способ воздействовать на ребенка», - говорят некоторые родители.

«Отдай деньги и не дергайся!»

У Алтынай Элекбаевой двое детей учатся в бишкекской школе № 4. «Оказывая спонсорскую помощь, надо понимать, что школа - второй дом. Дети проводят там большую часть времени. Естественно, что-то ломается, изнашивается... Мне удобней отдать определенную сумму в попечительский совет, тогда не надо дергаться, срываться и бежать с работы в школу, если мой ребенок поломал стул или разбил окно», - утверждает она.

Для полноценного учебного процесса в школе должно быть все необходимое, считает Алтынай Элекбаева. «В школе были недостаточно оснащены кабинеты физики, географии, биологии. Родители сообща купили специальный стол для проведения опытов и шкаф для учебного материала в кабинеты физики и истории», - говорит она.

«Наша школа перешла на электроотопление, для этих целей мы собрали 100 тысяч сомов. На реконструкцию актового зала родители тоже добровольно дали 46 тысяч сомов. Все это делается для наших детей», - говорит председатель общественного благотворительного фонда «Аракет» Вера Лысенко.  

Аппетиты растут

По Конституции каждый из нас имеет право на бесплатное основное и среднее общее образование. Но чтобы реализовать свое право, нам нередко приходится платить. Сумма взносов разнится, в каждой школе своя «ставка». В Министерстве образования согласны, что вступительные взносы незаконны, но сделать с этим ничего не могут. «Взносы нигде не прописаны, государство их не устанавливает, их размер полностью зависит от аппетитов директоров школ, и повлиять на них мы не в силах», - признался заместитель министра образования Гульжигит Сооронкулов.    

По его словам, в Кыргызстане немало школ, руководители которых уже не один год занимаются поборами с родителей. «Эти так называемые добровольные взносы на самом деле взимаются в обязательном порядке, буквально с выкручиванием рук... Председатели родительских комитетов и директора зачастую действуют сообща», - заявил Гульжигит Сооронкулов.

«Я и сам платил, чтобы устроить ребенка в школу. Директор сказала: помогите, внесите на счет сумму, а мы купим необходимое для школы. Некуда деваться, пришлось платить... Когда у меня дочь училась в школе № 13, там тоже открыто на собраниях говорили, что необходимо собрать деньги для директора, учителей и даже председателя родительского комитета. Он, дескать, уже давно возглавляет комитет, надо бы его за это поощрить», - поделился Гульжигит Сооронкулов.

При этом в Министерстве образования и науки подчеркивают, что без родительской помощи школам не выжить. «Если мы хотим, чтобы наши дети были грамотными, родители должны помогать школам. В общеобразовательных учреждениях, где родители не остаются в стороне, кабинеты оборудованы всем необходимым. Но такая помощь должна оказываться на законном основании», - сказал Гульжигит Сооронкулов.

Хорошо забытое старое

В Министерстве финансов КР планируют узаконить сборы с родителей. «В 1999 году мы с большим трудом ввели потребительский взнос. Он составляет в год 100 сомов в сельской местности и 160 - в Бишкеке. Но в 2006 году, принимая закон о республиканском бюджете, депутаты отменили его», - говорит заведующая отделом финансирования социальной сферы Минфина Жипара Сабырова.    

Однако с отменой официальных взносов сборов меньше не стало. Только теперь это делается подпольно. Отследить, кто, кому и сколько платит, невозможно. Между тем в отдельных школах «крутятся» миллионы сомов. Это признают и в Министерстве образования и науки КР. И прикрыть теневой бизнес директоров, похоже, в Кыргызстане пока никто не может. Или не хочет? 

Бизнес