Ежегодно в первую субботу ноября отмечается Всемирный день мужчин. ИА «24.kg» продолжает публиковать истории, посвященные кыргызстанцам - мужчинам, которые, несмотря ни на какие перипетии и потрясения, занимаются главным для себя и важным для общества делом.
Ремесленник
Помнится, в детстве в одной из книг увидела картинку с изображением кузни: среди пламени с громадными молотками в руках два тяжеловеса занимались ковкой, раскаленный металл от ударов железных инструментов искрился... Именно с таким представлением о кузнечном деле я и отправилась в одну из бишкекских мастерских.
На пороге меня встретил высокий мужчина среднего телосложения. Протянул мне руку: «Вячеслав Аксененко. Очень приятно!». В просторном зале обилие современной техники, предназначенной для работы кузнеца. Сердце мастерской - горнило - занимало почетное место в глубине кузницы.
«Мы - ремесленники, - начал Вячеслав Аксененко. - Это промежуточная стадия между художниками по металлу и производственниками, занятыми массовым выпуском металлических изделий. В Европе наша профессия давно изжила себя. В отличие от художника можем изготовить изделия большого размера, но в то же время это не конвейер, как на заводе. За 7 лет мы ни разу не повторялись в своих работах. Все наши изделия эксклюзивные. Это и является главным показателем ремесла».
Довести до белого каления
Многое в кузнечном деле зависит от качества металла. Уже готовое изделие может сломаться, если в металле есть примеси. Благо, на рынке представлен весьма широкий ассортимент. Мастера же выделяют «шоколадную» сталь, весьма удобную в работе.
«Металл при нагревании приобретает определенный цвет: сначала бордовый, потом красный, затем алый и в конечном итоге белый. Отсюда и выражение «довести до белого каления». На этом этапе температура достигает 1050-1100 градусов. Нам в работе зачастую достаточно 850-900 градусов. Кузнец определяет по цвету готовность металла к ковке, - обстоятельно объясняет Вячеслав. - В процессе ковки металл растягивается - объем никуда не уходит, а длина или ширина увеличиваются. Температура держится недолго. За короткое время кузнец должен совершить как можно больше действий. Когда заготовка остывает, она снова помещается в горнило».
Вячеслав поэтически относится к процессу ковки. «Жаль, что невозможно сохранить цвет нагретого металла. Он обладает красивейшими оттенками», - говорит он.
Современные тенденции
В отличие от прошлых времен сегодня кузнец не является единственной фигурой творческого процесса. Работа над будущим изделием начинается с эскиза, создаваемого дизайнером. Далее мастер подбирает металл и делает заготовки, и лишь после этих манипуляций приступает к делу кузнец. Однако на этом профессиональная цепь не заканчивается. Начинается сборка деталей. Раньше использовались клепки, зажимы, хомуты. Теперь в ход идут разные виды сварки. Завершающей стадией являются чистка и покраска, после чего можно говорить о готовом продукте.
Пожалуй, одной из неизменных традиций кузнецов является изготовление розы. «Никто не проходит мимо этого, - смеется Вячеслав. - И я не стал исключением. Цветок куется разными способами и остается предметом неповторимого стиля, гордости и мастерства каждого кузнеца».
В поисках призвания
Вячеслав родился в семье педагогов - коренных жителей столицы. Более того, все его родственники - учителя. По его собственному признанию, его родней можно было бы укомплектовать школу. Не нарушая семейных традиций, Вячеслав поступил на географический факультет Кыргызского государственного университета. Во время учебы успел поработать в школе, но быстро понял, что это не для него.
«В 1990-е все были в поиске. Я успел поработал поваром, затем в Министерстве чрезвычайных ситуаций, после - в сфере полиграфии, - говорит Вячеслав. - Скоро исполнится восемь лет, как я занимаюсь кузнечным делом. Я всегда был неравнодушен к старым городам, их атмосфере и металлодекору. Однажды утром проснулся и решил, что организую кузницу. Мне нравится этим заниматься, делать наш город красивее, создавать изделия, которые нравятся людям. Вообще считаю: чем бы человек ни занимался, главное, чтобы он не был равнодушен к своему делу, и тогда все у него будет получаться. У нас по этому принципу сформировалась замечательная команда».
Оставить след...
К сожалению, в столице мало исторических зданий с коваными элементами окон и дверей, изящными металлическими оградами, перилами, лестницами. Современные мастера понемногу прививают нам вкус к этому искусству. Вячеслав справедливо гордится тем, что в столице можно увидеть созданные им и его командой надежные, изящные и долговечные элементы уличного декора.
«Любовь к истории подстегивает мое творчество. Связь времен не должна исчезать. В каждом доме обязательно нужно сохранять вещи, отражающие историю семьи. Могу похвастаться: моя дочка спит на дедовской кровати из гнутого бука. От отца ко мне вместе с коллекцией перешло увлечение - собирать наградные знаки советского периода, - говорит Вячеслав. - Хочется оставить след, чтобы внуки, прогуливаясь по городу, могли видеть наши работы, которые стали частью застывшей музыки - архитектуры».
P.S. На прощание Вячеслав Аксененко подарил мне собственного изготовления подкову - символ достатка и удачи, столь необходимых всем нам. «Хочется стабильности в стране и тишины», - заключил он.