22:09
USD 89.51
EUR 96.93
RUB 0.97
Общество

Родители против администраций школ: кто кого?

Проблема поборов в учебных заведениях Кыргызстана продолжает оставаться бичом общества. Никакие приказы, постановления не могут остановить принудительный сбор денег с родителей за обучение их детей. И по-прежнему ради ребенка родителям приходится любыми путями изыскивать средства. Те же из родителей, кто пытается противостоять этому, подвергаются гонениям.

Балетные страсти

К сожалению, таких инициативных граждан у нас мало. Мы уже писали, чего стоила некоторым родителям учеников Бишкекского хореографического училища имени Ч.Базарбаева попытка поинтересоваться тем, куда уходят их деньги и когда уже прекратятся бесконечные сборы. Администрация БХУ под руководством экс-главы училища Азизы Минжилкиевой устроила этим родителем настоящую войну. Но Джамиля Умарбаева, Оксана Кара и другие не сломались и пошли до конца. Благодаря этим женщинам, решившимся пойти против системы, был создан ряд комиссий, которые выявили грубейшие нарушения законодательства в данном учебном заведении. Конфликт в училище дошел и до Жогорку Кенеша, однако единственное, чего добились родители, - это объявления выговоров директору училища Азизе Минжилкиевой и главному бухгалтеру Джайлообаевой. Это лишь озлобило руководство БХУ, и гонения продолжились. Причем уже даже на учителей, которые поддержали родителей и выступили за смену руководства учебного заведения.

В 2009 году инцидент в БХУ получил широкий общественный резонанс. Чиновникам из Минкультуры не осталось ничего другого, как в 2010-м снять с должности главу учебного заведения и назначить на ее место Саиду Кудайбердиеву.

Перебороть страх

Новое руководство ничего менять не стало, лишь учло ошибки предшественников. С родителей продолжают требовать деньги на ремонт училища, надбавку заработных плат педагогам, охранникам, уборщицам, прочие непредвиденные расходы. Но при этом ссылаются на то, что взносы добровольные.

По словам Джамили Умарбаевой, в училище у нее учатся двое детей - в 3-м и 7-м классах. «Получается, за старшего ребенка я должна заплатить 6 тысяч сомов, а за младшего, помимо контракта в 9 тысяч сомов, еще и «добровольный» взнос в размере 4,5 тысячи сомов. Это немалые деньги. Из принципа я и некоторые родители решили идти до конца и отказались платить. До каких пор мы будем расплачиваться за государство? Почему бы администрациям учебных заведений не подумать о том, как можно находить средства, не рассчитывая на родителей? Ведь сейчас на дворе такое время, когда некоторые люди не то что добровольные, обязательные взносы заплатить не могут», - добавляет она.

По мнению родителей, администрации училища следует пересмотреть свои расходы. «Например, мы считаем, что штат неоправданно раздут. Ведь требуя деньги с родителей, руководство учебных заведений ссылается на доплаты учителям. Мол, если средства не будут идти в общественный фонд «Молодой балет», то педагоги уйдут с работы. С каких пор забота о достойной зарплате учителя лежит на плечах родителей?», - вопрошают они.

Как отмечает родительница, об отказе платить «добровольные» взносы родители сказали директору школы и председателю родительского комитета. «Они не стали настаивать, поскольку знают, что правда на нашей стороне. Об этом должны знать и другие родители, которые боятся за детей и готовы сдавать любые деньги. А те, кто понимает незаконность таких сборов, просто не знают, куда стоит обращаться в таких случаях. Если таких родителей, как мы, будет большинство, то никакие директора, общественные фонды не смогут заставить платить лишнее», - добавляет Джамиля Умарбаева.

Капля камень точит

Поборы в школах города достали уже многих родителей. Их можно понять: практически на каждом собрании с них требуют деньги. По словам матери двух учеников гимназии № 65 Джамили Маткаримовой, стало невыносимо терпеть эти поборы.

«Как только начинается учебный год, сразу же начинают требовать деньги на ремонт школы, надбавки к зарплате учителям, мыломоющие средства, на дополнительные образовательные услуги. К примеру, в 2009 году запросили 600 сомов с ребенка и сказали, что больше ни на что сдавать деньги не будем. Но потом все равно начали требовать: 365 сомов за линолеум, 150 сомов на ремонт школы, 300 сомов - за практику, 200 сомов - на мыломоющие средства и другую мелочь... Я уже не говорю о подарках учителям. Больше всего обидно, когда по завершении укладки нового линолеума в классе наших детей перевели в другой, где снова потребовался ремонт. Я одна воспитываю двух детей. И ради того чтобы удовлетворить потребности школы, вынуждена практически весь заработок отдавать на учебу детей. При этом администрация школы не идет навстречу родителям, которые не в состоянии постоянно платить такие деньги. Это просто невыносимо!», - говорит она.

Как отмечает родительница, многим не нравится такая политика школ, но они боятся за детей. «Я же решила, что с меня хватит, и с 2010 года категорически отказалась платить. Я пошла в Минобразования, встретилась с начальником управления школьного образования Дамирой Кудайбергеновой и попыталась выяснить, насколько оправданы эти поборы. Чиновница отметила, что сборы денег на ремонт, охрану, уборку школы запрещены, поскольку государство ежегодно выделяет средства. Она при мне позвонила директору Ольге Зайцевой и потребовала объяснить, из чего складывается сумма сборов. Сразу после этого никто не стал настаивать на взносах, но стоило пройти немного времени, как все пошло по-прежнему», - добавляет Джамиля Маткаримова.

По ее словам, отношение к ребенку в школе зависит от поведения родителей. «Являешься плательщиком - тебя уважают, нет - всячески пытаются выжить. А если ты еще и учишься не по микроучастку, так вообще затыкают тебе рот и пугают отчислением. Администрациям школ выгодно набирать новых учеников, с родителей которых они берут большие вступительные взносы», - говорит Джамиля Маткаримова.

После открытого противостояния с руководством школы активная родительница написала заявление в прокуратуру города с просьбой разобраться по поводу законности школьных сборов. В надзорном органе пообещали начать расследование сразу после парламентских выборов. «Узнав, что я написала заявление, мне стала звонить директор школы с просьбой объяснить, почему я так ненавижу администрацию школы и что такого она мне сделала. А что еще делать, чтобы защитить свои права? Правда, после всего произошедшего мне разрешили не платить взносы в размере 600 сомов. Но это сделано с таким одолжением, будто я отказываюсь платить законные сборы», - добавляет Джамиля Маткаримова.

Сила в единении

Примеров сложных взаимоотношений между родителями и школой очень много. Больше всех жалуются родители учеников гимназий, где размеры как добровольных, так и принудительных сборов очень высоки. Жалобы на администрации школ продолжают поступать к журналистам и правозащитникам.

Сами родители, устав от поборов, начали объединяться, чтобы совместными усилиями бороться за свои конституционные права. К примеру, создано общественное объединение «Родители за права детей».

«Своей инициативой мы хотим показать другим родителям, как можно отстаивать права детей на достойное и качественное образование, которое по Конституции должно предоставляться бесплатно», - говорит глава объединения Джамиля Умарбаева.

Бизнес