Инцидент, когда сотрудники Государственной службы национальный безопасности напали на дом одного из лидеров политической партии «Ата-Журт» Камчыбека Ташиева - не первый в своем роде. Подобные явления происходили и ранее. Бывало, что работники спецслужб без внятных целей проводили операции по захвату, а потом заявляли, что, мол, бес попутал.
Глава ГСНБ КР Кенешбек Душебаев после сообщения Камчыбека Ташиева о попытке чекистов захватить его дом также сделал заявление. В нем говорится, что если его подчиненные виновны, то они понесут наказание. Вместе с тем его замы традиционно назвали инцидент «случайностью и недоразумением». Насколько компетентны действия сотрудников спецслужб Кыргызстана при проведении спецопераций, решило выяснить ИА «24.kg» у своих респондентов.
Дмитрий Кабак, ОФ «Открытая позиция»:
- Работа спецслужб, как и любого государственного органа, должна проводиться в рамках правового поля. Наверное, необходимо ставить вопрос, как и кем должна оцениваться целесообразность вмешательства со стороны ГСНБ. Необходимо проанализировать функциональные обязанности органов национальной безопасности и обеспечить надзор за их деятельностью, проверку законности и обоснованности действий до непосредственно самого вмешательства. Такой механизм должен предотвратить незаконные или необоснованные действия спецслужб, а также освидетельствовать их, чтобы в случае чего граждане могли обратиться в суд. К сожалению, чаще всего люди лишены доступа к документам, обосновывающим вмешательство со стороны спецслужб, а судебная система требует такие документы для обжалования.
Гульнара Ибраева, директор Агентства социальных технологий:
- Честно говоря, профессионализм или непрофессионализм - это вещи, которые управляют случайностями. Мне кажется, старым стилем борьбы с неугодными политиками публику уже не обманешь. Спецслужбы оказали медвежью услугу тем, кому эти политики не нравятся, так как они сработали топорно и грубо. Это не может принести пользу властям, которым теперь придется разбираться с этой ситуацией.
Еще один момент: у нас военных действий нет, и применение радикальных методов - нонсенс. Понятно, что спецслужбы борются с наркобизнесом, но то, что они при этом подвергают опасности жизни других людей, - непрофессионально и преступно. Получается, что ГСНБ борется с рядовыми гражданами. Тогда какой смысл гражданам содержать эту структуру?
Орозбек Молдалиев, политолог:
- Сотрудники ГСНБ - представители властей, которые находятся при исполнении своих служебных обязанностей. Если они предъявляют удостоверения и даже если врываются домой - это не повод избивать их. Камчыбеку Ташиеву, без пяти минут депутату ЖК, нужно было действовать в рамках закона: позвонить в дежурную часть, установить личности ворвавшихся, в конце концов, вызвать милицию и заявить об инциденте. А сейчас сложно установить истину, так как каждая сторона озвучивает свою версию. Господин Ташиев говорит, что к нему домой ворвались, три раза в него стреляли, а в ГСНБ заявляют, что его сотрудники находились в 200 метрах от дома. Было бы легче прояснить ситуацию, если бы он вызвал милицию. Стражи порядка провели бы первичное расследование, которое показало бы, кто на самом деле стрелял - сотрудники спецслужб, охрана Камчыбека Ташиева или кто-то другой.
Калича Умуралиева, директор ОФ «Наше право»:
- Я, конечно, не специалист в данной области, но наглядно видно, что многие вещи ГСНБ отрабатывает плохо. Создается впечатление, что там работают непрофессионалы. Сами сотрудники спецслужб жаловались: в рамках реформы многих профессионалов уволили, а вместо них набрали специалистов из МВД и других структур. Эта кадровая чехарда погубила данную структуру.
Турсунбек Акун, омбудсмен Кыргызстана:
- Среди работников ГСНБ, конечно, есть профессионалы, но основная масса кадров не могут называться таковыми. При проведении спецопераций они чаще всего работают грубо, попирая права и свободы граждан. Чекисты под предлогом проведения спецопераций нарушают законы: арестовывают без оснований, избивают задержанных, что иногда приводит к летальному исходу. Это ярко проявлялось во время операций по борьбе с международным терроризмом и экстремизмом на юге еще до июньских событий.
Кадыр Маликов, профессор Мадридского университета:
- ГСНБ уже второй или третий раз дискредитирует себя. Эта структура, по идее, должна заниматься обеспечением безопасности в обществе, а не политикой, как это случилось в инциденте, произошедшем между сотрудниками спецслужб и охраны лидера партии «Ата-Журт» Камчыбека Ташиева. Это просто смешно и позорно для мундира. Как случилось, что работники частной охраны разоружили, казалось бы, профессиональных чекистов? Данная структура нуждается в глобальной реформе. Она должна служить обществу, а не властям. А то, спрашивается, зачем мы ее кормим?
Гульнара Ахматова, главный юрист Международного делового совета Кыргызстана:
- Я никак не оцениваю работу спецслужб, так как я о ней ничего не знаю. В случае с инцидентом, произошедшим между чекистами и охраной Камчыбека Ташиева, все смешно. Здесь нужно ставить вопрос о профессионализме сотрудников ГСНБ. Как могло случиться, что частные охранники разоружили профессионалов? И причем тут Ташиев, если совершалась облава на другого человека? Очень много несостыковок, доходит и до курьезов. Получается, не важно, кого ловить, лишь бы не возвращаться с пустыми руками.