16:37
USD 85.80
EUR 93.14
RUB 0.88
Общество

Кыргызстанские силовики. Кто кого?

Противостояние между разными силовыми структурами началось, пожалуй, с самого момента их создания. Явный пример - советская эпоха, когда сотрудников правоохранительных органов контролировали чекисты. Тогда была выстроена четкая иерархия контроля: даже работники спецслужб не знали, куда на самом деле уходят корни надзора. Соперничают между собой подобные организации и на Западе - в США полиция и ФБР не очень-то друг друга жалуют, и обе структуры боятся пристального внимания ЦРУ.

В Кыргызстане сложилась, по сути, такая же ситуация. О внутренних распрях и неприязни между прокурорскими, «красными» и чекистами ходят легенды. Неоднократно свидетелями противостояния становились и простые кыргызстанцы, когда ведомства затевали информационные войны. Стоило милиции задержать сотрудника спецслужб, как на следующий день в СИЗО ГСНБ оказывался какой-нибудь чиновник из МВД. В ведомствах силовики стоят друг за друга горой, и подчас эта корпоративная солидарность имеет криминальные причины.

Кто главнее и влиятельнее - именно это по-прежнему выясняют в силовых органах. Последний почти скандальный случай, когда силовики, что называется, вынесли сор из избы, произошел в начале октября 2010 года. Наблюдатели связывают резкий обмен мнениями между ГСНБ и Генеральной прокуратурой продолжающимся противостоянием между «конкурентами».

Дань памяти журналисту

В середине сентября на пост генерального прокурора Кыргызстана назначили бывшего оппозиционера Кубатбека Байболова. До этого он занимал пост главы Министерства внутренних дел. За короткое время пребывания на посту главы МВД Кубатбек Байболов не успел себя проявить. Были многообещающие заявления о готовности искоренить криминальных авторитетов и поимке брата экс-президента Курманбека Бакиева - Жаныша. Авторитеты вполне успешно поживают равно как и осевший где-то за пределами КР Жаныш Бакиев. А Кубатбека Байболова перекинули на не менее ответственный участок. Его назначение на должность генпрокурора произошло в самый разгар обсуждения деятельности еще одного оппозиционера - Азимбека Бекназарова, который сам себя именует куратором всех правоохранительных органов страны. Говорили, президент переходного периода отчасти охладела к «рвению» Бекназарова искоренять преступность и отдалила его от ратных дел.

Кубатбек Байболов на новом месте уже освоился. 8 октября 2010 года на церемонии открытия памятника журналисту Геннадию Павлюку, убитому в декабре 2009-го, заявил, что «намерен инициировать привлечение к ответственности спецслужбы как преступной организации в прошлом». Всем давно было понятно, что к убийству Павлюка непосредственное отношение имели именно сотрудники ГСНБ Кыргызстана. Но до этого момента открыто говорить об этом не решался никто.

Спустя неделю в местной газете появляется заметка, что сотрудники МВД Казахстана в городе Алматы задержали подозреваемых в похищении журналиста Геннадия Павлюка. Одним из них оказался бывший сотрудник ГСНБ Кыргызстана - небезызвестный Алдаяр Исманкулов. Однако выяснилось, что в отношении этого чекиста на родине не возбуждено ни одного уголовного дела и соответственно в розыск в КР он не объявлен.

«Ответка»

То, что началось после этого громкого заявления Кубатбека Байболова, иначе как межведомственной перепалкой не назовешь. ГСНБ проявила завидную оперативность и тут же распространила в СМИ заявление, в котором утверждается, что словами генпрокурора чекисты «озаботились». В сообщении, в частности, указывалось: «Это не спецслужба является преступной организацией, а преступной является мафиозно-клановая власть, которая манипулирует и использует как отдельных сотрудников, так и в целом правоохранительные органы, в том числе спецслужбу и Генеральную прокуратуру, в корыстных целях для укрепления своей власти и разворовывания народного богатства, как было в недавнем прошлом, и которую народ решительно сверг в апреле текущего года».

То есть Кубатбеку Байболову и заодно всей общественности попытались намекнуть на то, что рыльце-то, оказывается, в пушку у всех, да и распоряжения прежних властителей выполняли все силовики без исключения. Оказалось, что «чистка и наведение порядка нужны, но их необходимо проводить и в органах прокуратуры, которые в недавнем прошлом были главным орудием преследования и ареста лидеров демократической оппозиции, независимых журналистов, придавали ореол законности семейно-клановому управлению».

Пристыдить генпрокурора опять решились так называемые бойцы невидимого фронта. Дескать, так не делается. Все силовики должны работать слаженно. И уже откровенно оскорбительно звучали заявления чекистов, что Байболов «на любом посту, не внося практически никаких позитивных новшеств в работу, своими непродуманными и некорректными высказываниями умудряется создать резко отрицательное отношение к себе не только окружающих сотрудников, но и гражданских лиц». Впрочем, напугать генпрокурора этими заявлениями удалось так же, как гуся водой.

«Сотрудники ГСНБ вновь на пороге вовлечения их в политическую кампанию. Их в очередной раз пытаются использовать как инструментарий в конъюнктурном распределении должностей - уж больно момент подходящий», - заявил в ответ Кубатбек Байболов.

Кто на кого «гонит»?

Первым примером решительности главы надзорного органа послужило возбуждение уголовных дел против «отдельных ответственных работников прокуратуры», снявших арест с имущества и счетов членов близкого окружения Курманбека Бакиева. Под раздачу попали и те, кто активно заводил уголовные дела против непричастных к бизнесу Бакиева лиц с целью рейдерского захвата собственности.

К слову, по такому принципу действовали сотрудники прокуратуры и в первое время после «тюльпановой» революции. Многие их действия помогли им обогатиться при сохранении стабильного карьерного роста. В органах они успешно работают до сих пор.

После волны увольнений силовиков и отстранения их от должностей в СМИ разгорелась очередная информационная война. Бороться за справедливость решил бывший руководитель главного надзорного органа страны Байтемир Ибраев. «Все заявления нынешнего генерального прокурора Кыргызстана Кубатбека Байболова носят популистский характер», - безапелляционно заявил он на пресс-конференции и даже припугнул созданием комиссии по расследованию законности действий нынешнего главы надзорного ведомства.

По версии отправленного в отставку Байтемира Ибраева, «гонения» против прокурора Бишкека Кубанычбека Абылова, который подозревается в снятии ареста со счетов некоторых членов бакиевской команды, организованы Кубатбеком Байболовым из-за того, что ему ...понадобился этот пост. В Генеральной прокуратуре не смолчали и обосновали решения нынешнего руководителя. Своему же бывшему специалисты доступно объяснили, что его заявления о гонении на них не соответствуют действительности.

На этом фоне вовсе не странным кажется и «неожиданное» обнаружение Генпрокуратурой в ячейках одного из коммерческих банков векселей на сумму $3,7 миллиарда. Несмотря на то, что в Нацбанке КР уже намекнули на то, что ценные бумаги могут оказаться «пустышками», их нашли именно в период руководства Кубатбека Байболова, а не предыдущих начальников. Значит, кто-то прежде закрывал глаза на существование этих «пустышек»?

Эффект легкой недосказанности

В интервью ИА «24.kg» Кубатбек Байболов довольно резко ответил на заявление Байтемира Ибраева: «Что касается популизма, то в этом мне при всем желании не превзойти прежних руководителей Генеральной прокуратуры. Например, один из членов временного правительства заявлял, что он якобы задержал около десятка наемных снайперов. Я же в отличие от них оперирую только фактами».

Кубатбек Байболов намекает на то, что его действия заставили многих нервничать, так как на свет могут выплыть немалые темные делишки известных «революционеров».

К слову, сегодня своеобразная информационная война между Генпрокуратурой и ГСНБ продолжается. Чекисты заявили, что с апреля 2010 года по различным основаниям уволено более 50 сотрудников спецслужб разного уровня, в том числе за дискредитацию высокого звания офицера и в связи со служебным несоответствием. Расшифровать послание можно, вероятно, так: в ГСНБ прекрасно справляются с внутренними проблемами без помощи Генпрокуратуры.

Тем временем эксперты расшифровывают скрытые намеки случившейся перепалки. Скорее всего, полагают они, против действий нового генпрокурора выступают сторонники куратора силовых структур Азимбека Бекназарова, а заявления о «необходимости навести порядок» в спецслужбах опровергаются с подачи главы Государственной службы национальной безопасности КР Кенешбека Душебаева.

Увы, пока противостояние силовиков, как показывает практика, имеет тенденцию к продолжению. Этот процесс связан с разоблачениями и деятельностью отдельных персоналий. Периодически к этой войне присоединяются сотрудники Финпола, таможни и прочих ведомств, имеющих отношение к борьбе со всеми видами преступности. На поверку выходит, что борьба эта часто имеет оттенок конфликта интересов разных руководителей.

Бизнес