13:16
USD 85.80
EUR 93.14
RUB 0.88
Общество

Закон «О титульной нации». Идентификация Тургуналиева

«Отунбаевой понадобился закон о титульной нации», «Фюрер» из Кыргызстана», «Кыргызстан: титульная нация в законе, или Националистам снова неймется» - вот лишь часть из заголовков новостей, касающихся разработки в республике законопроекта «О титульной нации». Эксперты ломают голову: в Кыргызстане до сих пор не определились со статусом коренного населения или решили дать твердый отпор сепаратистам?

Откуда эти титулы?

Не так давно в мире, в том числе и в Кыргызстане, стало популярным выражение «титульная нация», которое вызывает неоднозначную реакцию у тех, кто в эту категорию не входит. Понятие это как-то легко вошло в лексикон экспертов и, что особенно странно, чиновников. Термин действительно имеет весьма близкое отношение к понятию «титул» и прочим регалиям, возвышающим часть населения, о чем свидетельствуют толковые словари.

Свободная энциклопедия «Википедия» гласит, что понятие «титульная нация» впервые введено известным французским поэтом и политическим деятелем националистического направления Морисом Барресом в конце XIX века. Под этим выражением Баррес подразумевал доминирующую по численности этническую группу, язык и культура которой становятся основой для государственной системы образования.

В России «титульную нацию» понимают как национальность, которая определяет официальное наименование государства. Выясняется, что в Кыргызстане с такой постановкой вопроса многие не согласны. У модного термина в республике нашлись свои толкователи. Впрочем, об этом позже.

Как следует из практики, выражение «титульная нация» часто и со смаком применяют исключительно на пространстве бывшего СССР. Именно здесь самоидентификация нации стала настоящим больным вопросом, который в разных и теперь уже независимых странах решается по-разному.

Говорят, во многих странах Европы подписаны специальные законы о титульной нации. Однако в Интернете текста ни одного из них не выложено. Зато новостные ленты крупных западных информагентств пестрят новостями из Кыргызстана. В них инициативу по созданию нормативно-правового акта о титульных и, видимо, нетитульных нациях уже связывают с именем президента переходного периода Розы Отунбаевой.

К слову заметим, что, по мнению политологов, само понятие «нация» неотделимо от понятия «государство». Более того, эти два определения, по сути, являются идентичными - ведь не может же быть нескольких наций в одном государстве? Так что даже само словосочетание «титульная нация» изначально ошибочно. Вероятно, разработчикам соответствующих законов следовало использовать понятие «титульный этнос». Правда, звучит это несколько пафосно и не очень понятно.

Классика жанра

Многоопытный кыргызский политик и революционер Топчубек Тургуналиев во всеуслышание заявил, что уже в ноябре 2010 года представит на суд общественности два закона - «О титульной нации» и «О национальных диаспорах». Советник президента Розы Отунбаевой по политическим вопросам даже не сомневается в том, что эти документы жизненно необходимы республике.

Справедливости ради стоит отметить, что вопрос о законодательном закреплении в республике понятия «титульная нация» чиновники разного уровня поднимали и в акаевское, и бакиевское время. Правда, дальше так и не сформированной государственной идеологии и не воплощенной в жизнь масштабной программы по изучению кыргызского языка дело не пошло. Конечно, на этом фоне проще, быстрее и дешевле всего написать очередной закон.

Как говорит о своем законопроекте Топчубек Тургуналиев, «титульная нация - это та, которая оберегала землю и страну на протяжении многих веков, проливала за нее кровь. И создала это государство - наряду с другими этническими группами». Выходит, этих самых групп всегда было много, но право называться титульной имеет только одна?

Однако автор закона тут же уточняет: в документах каждого гражданина Кыргызстана будет писаться «кыргызстанец», а сама национальность указываться не будет. «Это станет одним из условий возникновения в будущем единого народа, внутри которого будут диаспоры», - уверяет советник президента. Тогда зачем вводить понятие «титульная нация», если все по паспорту все равно будут кыргызстанцами? К чему это разделение на диаспоры, если будет «единый народ»? Неужели сейчас кто-то спорит с тем, что в Кыргызстане все граждане - кыргызстанцы, или с тем, что все этносы в стране равноправны? Остается только догадываться, что именно имел в виду политик. Дословных цитат из документа мы не приводим, так как общественности автор даже наработок еще не показывал.

Уравнение с тремя неизвестными

Судить о документе можно исключительно по словам Тургуналиева. Известно, что в нем будет также прописано, что «титульная нация устанавливает самые дружественные связи с другими этническими группами, которые проживают в стране». В стране, где, напомним, все равны (по крайней мере, так прописано в июньской Конституции). В тургуналиевском законе также будет отмечено, что «титульная нация оберегает и способствует сохранению и развитию традиций и культуры других этнических групп». То есть нация берет на себя ответственность всего политического института под названием «государство»? При этом знака равенства между понятиями «государство» и «нация» политик не ставит. Тогда как прикажете понимать завуалированные слова Тургуналиева?

В общем, законопроект пока остается загадкой для многих экспертов, политических наблюдателей и журналистов. Вопросов у всех набралось немало. Сам же Тургуналиев, правда, признает, что последствия от принятия документов могут быть разными, но уверяет, что его намерения поддерживают многие представители диаспор.

А между тем заявления советника президента КР по политическим вопросам работникам западной прессы напоминают известный сюжет Джорджа Оруэлла, где все, вроде бы, были равны, но некоторые в итоге оказались «равнее».

А мне всегда чего-то не хватает...

Сам Топчубек Тургуналиев отвергает все намеки на то, что закон «О титульной нации» будет давать преимущества тому или иному этносу. По словам политика, документ пишется только с одной целью - повлиять на сознание людей. Но как именно «повлиять», Тургуналиев не уточняет.

При этом автор законопроекта «О титульной нации» и не отрицает, что продуктивные отношения между самыми разными этносами в Кыргызстане были всегда. Однако, по мнению Топчубека Тургуналиева, всегда находились силы, которые желали создать автономию на территории Кыргызстана.

Как новый закон сможет предотвратить, к примеру, межэтнические столкновения, остается только догадываться. Во время июньских событий на юге Кыргызстана людей не останавливал даже Уголовный кодекс, не говоря уже о конституционных нормах, правах человека. Неужели все дело в том, что стране не хватает только законопроекта «О титульной нации»?

Многие эксперты не исключают, что подобные намерения политика, наоборот, могут спровоцировать еще большее напряжение в обществе. Впрочем, сам Тургуналиев считает, что время для таких законов выбрал самое подходящее. Клин клином, так сказать. Кстати, автор предусмотрительно уже взял всю ответственность за законопроект на себя.

В заключение отметим, что, по большому счету, все заявленные Тургуналиевым принципы нового закона, как мы уже указывали выше, и так прописаны в Конституции Кыргызстана. Есть ли смысл штамповать новые законы, когда в силу до конца не вступили уже имеющиеся? Политик ссылается на то, что закон «О титульной нации» принят во многих странах мира, но, наверное, забывает о том, что за границей помимо бумажной работы для поддержания межнационального согласия делается кое-что еще.

Бизнес