Любят иностранцы всех мастей учить жизни отечественных политиков. Нынче в Бишкеке для руководителей и пресс-служб госорганов республики проходит тренинг по работе со СМИ и общественностью.
В тесном помещении поставили восемь столов, за которыми расселись статс-секретари и заместители начальников почти всех государственных ведомств - человек 30. Первым слово взял глава Центра ОБСЕ в Бишкеке Эндрю Тесорьер, наряду с администрацией президента приложивший руку к организации просветительской акции.
- Правительство любой страны несет ответственность за информирование общества. Умелые выстроенные коммуникации - почти искусство, но главное - желание общаться. А в трудное время общество особо остро нуждается в информации. И если власть не может предоставить ее в достатке, другие силы заполняют вакуум, распространяя слухи. Информируйте, чтобы затем не бороться с последствиями! - призвал он чиновников.
Руководитель администрации президента Эмильбек Каптагаев озвученную идею подхватил.
- Мы в Кыргызстане за полгода на своей шкуре прочувствовали, сколь велика важность своевременной и чистой информации. О любых своих делах надо рассказывать еще до их начала. Общество же не знает, что творится в республике. Споры и суждения в некоторых масс-медиа, основанные на слухах и домыслах, заставляют думать, что ничего путного в стране не делается. Но мы за это время многого добились.
Речь за журналистов держала Ольга Дзюбенко - местный корреспондент иностранного информагентства.
- Во многие ведомства невозможно дозвониться: или телефон постоянно меняется, или сотрудников нет на месте, - пожаловалась она, припомнив июньские события. - Звонишь в пресс-службу региона, а человек не в курсе происходящего.
Кажется, что чиновники считают своих пресс-секретарей канцелярскими рабочими, лишь готовящими отчеты и доклады. А ведь пресс-секретарь - правая рука любого руководителя. Он должен изучать публикации в масс-медиа, делать анализ и доносить информацию о своем ведомстве до представителей СМИ. А начальники считают, что журналисты только мешают, и на контакт с нашим братом идут весьма неохотно!
Вот в МВД с этим делом в последнее время проблем нет. Там в обороте удобная формулировка: «По предварительным данным...». И ничего страшного, если эти данные неверны, ведь можно дать уточнение. Бывает, свяжешься с каким-то ведомством по телефону, а тебе предлагают звонить завтра. Ну кому эта новость завтра нужна будет? Случается, одному журналисту говорят одно, а другому - другое. И противоречат сами себе. Вот скажите, кто тесно работает со своими пресс-службами?
И воцарилось в зале молчание. Можно было даже услышать, как где-то высоко в небе пролетел истребитель.
- Во-о-о-от! А надо менять такое отношение и сотрудничать с прессой как положено.
Настал черед ведущих тренинга представиться. Один румяный, другой в плаще, точно сыщик - одним внешним видом они внушали к своим персонам доверие.
- По-моему, я был первым журналистом в Союзе, получившим аккредитацию иностранного корреспондента, - похвалился медиаэксперт Анатолий Вербин. - У меня есть подарок - часы, врученные мне Туркменбаши в день его избрания президентом, - поведал он, намекая собравшимся, как им повезло с лектором.
- А я 21 год трудился в агентстве «Рейтер», - сообщил его напарник Оливер Уэйд. - Работал в Ботсване, Южной Америке, в Москве... Еще при Брежневе трудился! А теперь я консультант. Хорошо бы нам целую неделю с вами поработать, да всего день у нас... Мы проводим тренинги в разных организациях и слышим много секретных вещей, - бросил он мимоходом.
Сразу после их приветствия представителей СМИ попросили удалиться. А ведь так хотелось посмотреть на чиновников, ерзающих на стульях, будто школьники-двоечники, и познать таинство их учения! Ничего, было ли оно успешным, все мы очень скоро узнаем.