20:01
USD 89.47
EUR 96.56
RUB 0.97
Общество

Слезай с колес, или Всемирный день без автомобиля

Как-то в 1974 году в Швейцарии машины не ездили целых 4 дня. Причиной тому были сбои в поступлении автомобильного масла. Тот случай стал предвестником появления Всемирного дня без автомобиля, который впервые отметили в 1998 году во Франции. Изобретательные французы придали этой дате экологический оттенок. Сначала акция не была массовой: только несколько жителей страны решили отказаться от автомобиля по призыву властей. Однако с тех пор идея распространилась по всей Европе, нашла понимание и на других континентах. Теперь такой день проводят уже в Японии, Бразилии, Канаде, Колумбии, Эквадоре и Таиланде. В прошлом году 22 сентября в акции приняли участие уже около 1 тысячи 200 городов во всем мире.

Кыргызстан участия в праздновании пока не принимал. И напрасно. Поток машин и пробки даже в отдельно взятом Бишкеке год от года заметно увеличиваются. А если учесть, что большая часть машин в нашей стране подержанные и вследствие износа двигателя наносят значительный вред окружающей среде, то кыргызстанцам самое время хотя бы на один день отказаться от автомобилей, пересев на велосипеды или общественный транспорт.

Побеседовать об этом корреспондент ИА «24.kg» решила с автолюбителем Юрием Худобиным.

- Вы знали, что 22 сентября во многих странах отмечают День без автомобиля?

- Нет, для меня это новость.

- Что мешает провести подобный день в Бишкеке?

- Думаю, ничего. Без личного авто нельзя сделать всего три вещи: заехать на заправку, автомойку и СТО. Можно пойти и дальше - устраивать день без автомобиля, например, каждую последнюю пятницу месяца.

- От кого должна исходить инициатива?

- Только не от властей, иначе это будет выглядеть как притеснение наших прав и свобод. Его может инициировать организация, работающая в сфере экологии, здравоохранения или пропагандирующая здоровый образ жизни. Может быть, организация по обмену культурным опытом с западными странами. Особенно такими, где эта акция проводится не в первый раз.

- Как бы вы действовали, будучи организатором проведения Дня без автомобиля?

- Я бы заручился поддержкой мэрии, Министерства транспорта и ГУБДД, нашел спонсоров среди бизнесменов и договорился со СМИ и рекламными агентствами об освещении мероприятия. Уличная реклама, наклейки, футболки, интервью с приверженцами идеи - вот чем бы пришлось заняться.

- В чем плюсы и минусы вождения автомобиля в нашем городе?

- Личный автомобиль помогает сэкономить время, если есть дела за пределами офиса. Помогает сэкономить деньги, если надо выехать за черту города или в сторону от маршрутов общественного транспорта. Безопасность и комфорт опять же. Минусы вождения - зависимость автовладельцев от дорожных служб и прочих обслуживающих организаций. Гололедица или обесточенные светофоры превращают водителей в заложников.

- Есть ли в Бишкеке на сегодня реальная альтернатива передвижению по большому городу кроме машины?

- Безусловно, есть. Общественный транспорт, электрический в том числе. И если позволяет погода, то велосипеды. Бывает, я сам возвращаюсь с работы пешком.

- В День без автомобиля уместно поговорить о культуре вождения и взаимоотношениях водителя и пешехода.

- Культуру только распоряжением сверху не поднять. Это достигается настойчивым воспитанием. Я вижу положительные сдвиги и у нас: всего несколько лет назад водители в основной своей массе не пристегивались ремнями безопасности и очень редко пропускали пешеходов на зебре. Да на разбитых дорогах ее и видно не было. Очень жду, когда на отремонтированных дорогах с новой разметкой сотрудники ГУБДД начнут штрафовать водителей за подобные нарушения.

- Кто, по-вашему, чаще нарушает ПДД - водители или пешеходы? У нас в КР нет законов, по которым наказывались бы за нарушения те и другие, или законы есть, но они не работают?

- Пешеходы нарушают ПДД чаще. Горожане, даже если знакомы с правилами дорожного движения и кодексом об административных правонарушениях, почти никогда не несут ответственности за свои действия на дороге. Если наказание пешеходов-нарушителей может снизить печальную статистику ДТП, значит, их следует наказывать.

День без автомобиля для нас пока в диковинку. Однако уже сам факт его существования заставляет задуматься о многих важных проблемах. Полезен такой день в первую очередь водителям. Они вдыхают вредных веществ на 30 процентов больше, чем пешеходы. Но, как считают медики, самый большой урон автомобили наносят здоровью детей. Наибольшая концентрация выхлопных газов находится на уровне 40 сантиметров от проезжей части, то есть как раз на высоте детских колясок. С пеленок в организме горожанина накапливаются вредные вещества, которые способны на 20-30 лет сократить продолжительность жизни, снизить иммунитет, вызвать различные заболевания дыхательных путей...

Весомые аргументы? Тогда давайте хотя бы раз в году освобождать свой город от шума и копоти машин.

Бизнес