12:35
USD 87.45
EUR 99.57
RUB 1.07
Общество

«Торугарт-автодорожный». Популярное непопулярное

В Кыргызстане вопрос о переносе таможенной заставы в Нарынской области, несмотря на все заявления об отказе от этой инициативы еще в 2009 году, до сих пор волнует умы политиков, чиновников и населения.

Надоело мерзнуть

22 июня 2009 года Государственная пограничная служба КР официально заявила о необходимости переноса пропускного пункта «Торугарт-автодорожный» в район пограничной заставы Муз-Тор в Ат-Башынском районе Нарынской области. КПП планировали отдалить от кыргызско-китайской границы на 60 километров.

В погранслужбе это предложение объяснили тем, что в условиях «вечной мерзлоты» работа таможенников и пограничников идет плохо, а на новом месте, дескать, более «ровный рельеф» и приятный климат.

Общественность постарались задобрить тем, что строительство нового поста на самой, скажем, прибыльной части кыргызско-китайской границы полностью оплачивала китайская сторона. Чиновники расписывали преимущества современных технологий и то, как улучшатся условия работы пограничников и таможенников, а значит, увеличатся и доходы в бюджет.

Но пока в СМИ проводилась активная кампания по популяризации данного решения, население Нарынской области начало роптать.

Да причем тут КПП?

6 июля 2009 года более сотни жителей Ат-Башынского района перекрыли стратегическую трассу Торугарт - Бишкек в районе села Кызыл-Туу. Вот тогда-то и выяснилось, что о нарынчанах во время раздумий о переносе поста не вспомнил никто из чиновников. Возмущенные граждане заявили, что не смогут пасти скот в Аксайской и Арпинской долинах, если КПП все же будет перенесен.

Официальным лицам дали срок до 10 июля на представление полной официальной информации о переносе контрольно-пропускного пункта вглубь области. В противном случае местные жители намерены были вновь перекрыть трассу, по которой идет интенсивное движение большегрузных грузовиков с товарами из Кыргызстана в Китай и обратно.

С подозрительной оперативностью в стране создается специальная комиссия, которая выезжает на место и изучает ситуацию. В это же время Секретариат президента Бакиева буквально бомбит СМИ пресс-релизами о том, что нарынчане и остальные граждане страны все поняли не так, как надо.

Вероятно, эта оперативность и неожиданная чиновничья внимательность к проблеме объясняются просто - у народа возникли подозрения, что под видом переноса КПП часть земель будет передана Китаю в долгосрочную аренду. В частности, говорилось об акватории озера Чатыр-Куль и пастбищ в Арпинской долине.

Как известно, в Кыргызстане, также как и везде, у слухов есть свои основания. Так что ситуацию необходимо было срочно решать - в разгаре были перевыборы Курманбека Бакиева. И его в ходе агитационной кампании некоторые смельчаки уже начинали откровенно спрашивать, зачем отдавать Китаю кыргызские земли. Вопрос, что называется, неудобный.

Некоторые подробности

В деле о переносе пункта «Торугарт-автодорожный» есть несколько вещей, о которых не рисковали заявлять чиновники при прежней власти. К примеру, о том, что задолго до официального заявления погранслужбы о намерении перенести пост Государственному таможенному комитету уже поручили внести в Минобороны Китая проект строительства КПП и подготовить площадки для его возведения.

Само же строительство нового поста уже велось на момент работы межведомственной комиссии - без законодательного оформления трансформации 15 гектаров земли, на которых должен был расположиться «Торугарт-автодорожный», без уведомления о проводимых работах местных властей.

По утверждению бывшего исполняющего обязанности заместителя губернатора Нарынской области Эрлана Сапарбаева, строительство вели не гражданские лица, а военные специалисты Синьцзян-Уйгурского военного округа КНР. При этом их безопасность обеспечивал отряд спецназа «Бору», который подчиняется только главе погранслужбы.

Вопрос вызывало и то, что на территории старого КПП находилась действующая подстанция оценочной стоимостью $1,5 миллиона. Кто и на какие деньги намеревался оплатить ее перенос на новый пункт пропуска? Ведь чиновники дали официальное заключение, что и строительство, и перемещение трансформатора являются сложной технической проблемой.

И самое главное: на все предложения проспонсировать реконструкцию существующего или строительство нового здания КПП на прежнем месте китайская сторона отвечала отказом. А ведь цена вопроса исчислялась миллионами долларов - а точнее, восемью.

Поста не будет, я сказал!

В один прекрасный июльский день 2009 года Курманбек Бакиев, прогуливаясь в дорогих туфлях по пыльным дорогам столичной новостройки, свел на нет все усилия пограничников и таможенников. Во время встречи с избирателями кандидат, как обычно высокопарно, заявил, что ему «дорога каждая пядь родной земли», а значит, землю ни просто так, ни в аренду Китаю не отдадут и КПП не перенесут.

Интересно, что заявление это сделано гораздо позже уже оглашенного 24 июня 2009 года на заседании правительства вывода комиссии о недопустимости переноса пропускного пункта.

На этом конфликт населения, таможенников, пограничников и прочих заинтересованных лиц, казалось, исчерпан.

Никогда не говори «никогда»

Однако, после того как Курманбек Бакиев опять стал президентом, переговоры по строительству поста все же велись. Популизм отбросили в сторону, и чиновники вознамерились довести дело до конца. Чем тогда объяснить, что вопросом переноса КПП уже после заявления президента осенью и зимой 2009 года занимались спецслужбы, а пограничники Кыргызстана уже в конце марта 2010 года встречались с китайскими коллегами?

Кстати, по результатам этих переговоров 8 апреля 2010 года в республику должна была прибыть делегация Минобороны КНР во главе с полковником Ван Хе Ченом для осмотра места строительства пропускного пункта. Все эти данные приводит экс-заместитель губернатора Нарынской области Эрлан Сапарбаев.

Полагать, что после смены власти в Кыргызстане «Торугарт-автодорожный» оставят в покое, оказалось глупо. Вопрос о его переносе вновь всплыл в рамках работы межведомственной комиссии, которая создана временным правительством КР 10 июня 2010 года.

На основании поручения бывшего первого заместителя председателя ВП КР Алмазбека Атамбаева от 16 июля 2010 года межведомственная комиссия подготовила проект распоряжения об утверждении мероприятий по строительству терминалов в районах КПП «Торугарт» и «Иркештам» за подписью министра транспорта и коммуникаций КР Эркина Исакова.

К письму, направленному в аппарат правительства 3 августа 2010 года, прилагалась справка-обоснование, в которой черным по белому написано: «Проработать вопрос о месте строительства нового КПП «Торугарт» за счет грантовых средств КНР». Но как строить новый пункт, если китайская сторона готова оплатить возведение лишь в 60 километрах от границы?

При этом сам Эркин Исаков 17 августа 2010 года на встрече с журналистами ужасно удивился появлению новых слухов о судьбе «Торугарта» и заметил, что не знает, «откуда взялись разговоры о переносе контрольно-пропускного пункта».

Чуть раньше, устав бороться за то, чтобы «Торугарт-автодорожный» остался на своем месте, в отставку ушел экс-заместитель губернатора Нарынской области Эрлан Сапарбаев. «Во всем этом кроется чей-то интерес. Ведь несколько лет подряд и губернаторы области, и различные комиссии выступают против. А вопрос до сих пор обсуждается», - возмущается он.

На данной проблеме поспешили заработать очки и некоторые отечественные политики, намеренные участвовать в парламентских выборах, а до того имеющие непосредственное отношение к проблеме с переносом КПП. Так, заявлено, что целостность республики - прежде всего, а перемещение поста - и впрямь глупая затея.

Пока официальной реакции на происходящее от представителей официальной власти не последовало, кроме заявления министра транспорта и коммуникаций. Получится ли так, как было год назад? Заявят ли опять чиновники, что режим и место работы международного пункта пропуска «Торугарт-автодорожный» не будут изменены? Покажет время.

Где корень?

Так почему же КПП в Нарынской области не оставляют в покое и все еще хотят перенести? Наверняка такой вопрос заботит многих. Говорить, что все дело в продаже земли Китаю или в том, что земли будут отданы в аренду КНР, было бы слишком опрометчиво. Но все же об этом до сих пор говорят в народе.

Есть и еще один момент, который многим, может быть, поможет сделать определенные выводы. Вот выдержка из заключения специалистов Госслужбы национальной безопасности от 8 декабря 2009 года: «В случае переноса пункта пропуска в Муз-Тор (Коргон-Таш) существует вероятность провоза контрабандных грузов по левому флангу Аксайской долины от КПП «Торугарт».

В вопросе остается неясным еще один момент: почему китайская сторона категорически отказалась реконструировать уже имеющуюся инфраструктуру поста и готова выделить деньги лишь на тот, что будет возведен вдали от границы?

Бизнес