В международный аэропорт «Манас» не прекращает прибывать гуманитарная помощь. Дружественные государства, местные организации, министерства, заграничные представительства, частные лица - все желают помочь кыргызскому народу, оказавшемуся в тяжелой ситуации. Но поток грузов очень большой, не все удается сразу доставить по месту назначения.
- Ты кто такой? - спросил меня охранник у въезда на грузовой терминал аэропорта.
- Доброволец это, - догадался его коллега и собрался отпереть мне ворота.
- Нет, я не доброволец, - сказал я и густо покраснел.
Объяснив товарищам цель своего визита, я еще целый час ждал, пока меня впустят на территорию. Наконец, подошла моя провожатая пресс-секретарь аэропорта Жыпара Исраилова.
- Некоторые СМИ дают слишком печальную картину, мол, у нас здесь рабочих рук не хватает. Знали бы они, как мы на самом деле трудимся! Не покладая рук, день и ночь, самоотверженно и бескорыстно, - начала она. - Всего из Бишкека в Ош и обратно летают 5 самолетов: два «ИЛ-18», два «ИЛ-76» и один «АН-26». А ведь их могло быть и побольше... Но есть и другая проблема - не хватает людей на разгрузке в Оше. Там ведь еще из Пакистана самолеты принимают, из Ирана и Турции... Ребята уже шестые сутки не спят!
- А здесь работа как проходит? Я слыхал, в «Манас» длинные колонны с гуманитарной помощью выстроились, а разгружать их некому...
- Было дело, поток грузов-то идет немалый! Еще вчера стоянка перед терминалом едва вместила прибывшие фуры. Но народ активизировался и обстановку разрядил.
- И теперь продукты жарятся на солнце? Лапша, к примеру, - спросил я, указав на высокую кучу, сложенную возле ворот на летное поле.
- Чтобы защитить продукты от жары, необходима пленка. У «Манаса» была своя, но она кончилась. Подчеркните в своих записях эту проблему.
- И даже лимонад везут? - удивился я, рассматривая кучу.
- А еще муку, рис, сахар, соль, спички, подгузники, конфеты, лекарства, одежду, мыло... Все самое необходимое.
У въезда на летное поле стоят три машины МЧС. Чуть поодаль дежурит «Скорая».
- Что здесь делают спасатели?
- Они привезли палатки - свои дары южанам. Когда прибудет самолет, приступят к погрузке.
- А когда он прибудет? Есть расписание?
- Нет, самолеты принимаем по факту прибытия. Прилетит лайнер - сразу загрузим, и в новый путь. Вот, к примеру, «ИЛ-76» вмещает около 50 тонн. Мы его сегодня ночью загружали.
- А почему только сейчас отправляется?
- Странный вы человек! Пилотам отдохнуть ведь надо!
Грузовой лайнер набрал скорость и взмыл в небеса, взяв курс на юг республики.
К терминалу подъехала новая фура, началась разгрузка. Сразу подоспели грузчики-добровольцы. Я их поначалу принял за туристов из Америки. Оказалось, это волонтеры из Германии и Англии. Двое влезли в кузов, остальные встали снаружи. Передают друг другу продукты и на автопогрузчик складывают.
- Бог в помощь! - сказал я на хорошем немецком, лучезарно улыбнувшись одной иностранке.
- Ты бы лучше сам помог, - шепнул мне один волонтер.
- Весь груз сразу отправляем на весы. Ведем строгий учет, от кого, сколько и когда прибыло. Никуда ничего не деваем!
- Вам только волонтеры помогают? - удивился я.
- Ни в коем случае. На погрузке кроме собственных сотрудников работают местные добровольцы, ребята из МЧС и грузчики с городских рынков.
- Рук хватает?
- Скорее, да. Сто человек на погрузку мы ведь тоже отправить не можем, они просто друг другу будут мешать.
- А сейчас здесь не так уж многолюдно...
- Просто так здесь нечего прохлаждаться. Когда прибудет лайнер, мы немедленно свяжемся с добровольцами.