«В Кыргызстане омбудсмен Турсунбай Акун, пользуясь своим положением и опираясь на поддержку экс-президента Курманбека Бакиева, а также бывшего главы администрации президента Медета Садыркулова, способствовал закрытию ряда уголовных дел. Кроме того, он тратил бюджетные деньги для личных целей», - заявила на пресс-конференции в ИА «24.kg» экс-уполномоченная омбудсмена по Нарынской области КР Зуура Уметалиева.
По ее словам, она работала на должности акыйкатчы по Нарынской области с 2003 по 2008 год, пока глава аппарата омбудсмена не освободил ее от должности. «Яблоком раздора стало мое несогласие закрыть глаза на ряд нарушений прав человека. В июле 2008 года ко мне поступило заявление от матери одного из студентов Нарынского медицинского училища. В нем говорилось, что директор учебного заведения Гульзина Жанбоева заставила трех студентов сделать учебный муляж из трупа мужчины, утонувшего в реке Нарын. При этом правоохранительные органы о страшной находке не были уведомлены. Турсунбай Акун просил меня закрыть на это глаза, - говорит Зуура Уметалиева. - Такая же реакция была у него, когда я сообщила ему, что директор школы в селе Кара-Суу Ат-Башынского района Зина Минбаева избивает учеников. Он также попросил закрыть глаза на факты коррупции в детском саду № 14, информация о которых поступила от бухгалтера учреждения дошкольного образования Майрам Исмаиловой. Согласно ее заявлению, гуманитарную помощь в виде продуктов от одной из международных организаций сотрудники сада продали своему же учреждению. Тем самым они нанесли ущерб государству в размере 83 тысяч сомов».
Зуура Уметалиева также отмечает, что ее бывший руководитель «за счет средств аппарата омбудсмена провел празднование 80-летнего юбилея своего отца в родовом селе Эки Нарын. «И 50-летие самого Турсунбека Акуна также праздновалось на казенные деньги на побережье озера Иссык-Куль», - отмечает Зуура Уметалиева.
На вопрос журналистов, почему же она не обратилась в органы прокуратуры раньше, в 2008 году, Зуура Уметалиева ответила: «Сначала я обращалась к самому Турсунбеку Акуну, затем в парламент, к Исхаку Масалиеву. Последний только отписался, остальные молчат до сих пор».