Общественно-политическую ситуацию, сложившуюся в Кыргызстане после апрельских событий, можно назвать прострацией: страна находится в угнетенном состоянии, все больше людей чувствуют себя сбитыми с толку, разобщенными, запутавшимися. Запутавшимися во всем - в работе, в политике, в морали. Люди ничему не верят. Понятно, что такое болезненное состояние общества нуждается в лечении. Мы решили поговорить на эту тему с секретарем Бишкекского епархиального управления Русской православной церкви, протоиереем Игорем Дроновым.
- Уважаемый отец Игорь, однажды я пришла домой с работы и рассказала сыну о том, что экс-главу Кыргызстана Курманбека Бакиева, в одночасье ставшего изгоем в своей стране, приютил президент Беларуси Александр Лукашенко. На последовавшие его вопросы ответила: «Сын, по большому, высшему счету, я не могу осудить белорусского лидера, ведь он поступил по-людски, по-человечески: помог человеку в самую трудную минуту. Возможно, этим он спас жизнь Курманбеку Бакиеву. Оценивают этот шаг официального Минска по-разному: одни - как поступок порядочного человека, другие упрекают. А вы как оцениваете его?
- Неблагодарное это дело - разбирать мотивы чужих поступков, потому что в полноте их знает только Бог, а люди в большинстве случаев ошибаются. Внешне поступок может выглядеть в глазах людей очень благородным, а мотив, которым руководствовался совершивший его, мог быть при этом не совсем благородным или вовсе неблагородным. А бывает и наоборот: люди человека осуждают, а Бог его хвалит - его мотив был чистым. Но если объективно: то, что глава Беларуси принял у себя Курманбека Бакиева, помогло нашей стране избежать пролития крови. И не только самого экс-президента, но и многих простых людей, которые были бы вовлечены в кровавые споры за чужую власть.
- На фоне нынешних трагических событий, гибели людей, услышав заявления некоторых политиков, кажется, что и народ просто жаждет мести, крови. Что движет обычно человеком, который идет на поводу своих эмоций? Неужто действительно жажда крови?
- Месть - это жажда земной справедливости, которая чаще всего бывает несправедливой. Жажда эта является следствием безбожия. Или даже если человек верит в Бога, но не верит Богу, то есть не доверяет Ему. Слова о высшей справедливости, о воздаянии за грехи кажутся ему слишком абстрактными. Ему хочется произвести суд самому и поскорее, тем самым удовлетворить свою жажду мести. Если человек очень увлечен этой страстью, то может дойти до жажды крови. Все это густо замешано на ненависти, которая также является следствием безбожия.
- Мы 1 июня традиционно празднуем День защиты детей. В календаре есть и День пожилых людей, недавно отпраздновали юбилей Победы в Великой Отечественной войне... В такие дни различные структуры просто забрасывают СМИ сообщениями, чтобы журналисты обнародовали благие дела, сотворенные для детей, стариков, ветеранов, инвалидов... И с обязательным указанием имени благодетелей. Мне всегда казалось, что милосердие, сострадание, желание помочь, если они есть в нас, должны проявляться не в определенные даты, а постоянно, и всегда быть анонимными. Кто прав? Те, кто желает публичности, или кто без афиш творит добро?
- Конечно, творение добрых дел должно быть постоянным и анонимным. Иначе это превращается просто в пиар своей личности или своей фирмы, некую разновидность рекламы. Это как раз тот случай, о котором мы говорили, отвечая на первый вопрос. Внешне поступок вроде бы хороший, но внутренний мотив нечистый. Это или тщеславие - мол, посмотрите, какой я хороший, или расчетливость в ожидании прибыли, во много раз превышающей сумму, потраченную на благотворительность. А может быть, то и другое вместе.
- В оказавшемся подложным интервью с митрополитом Ташкентским и Среднеазиатском Владимиром нас, конечно, многое должно было насторожить. В частности, со светской точки зрения достаточно корректное, но, тем не менее, восхваление экс-мэра города Бишкека Наримана Тюлеева. Можно оправдаться тем, что в современной жизни нам некогда остановиться, оглянуться, осознать каждый момент своей жизни, каждый поступок, действие, каждую свою мысль. Но жизнь показывает, что оправдать можно все, вплоть до убийства и предательства. Почему же человек ищет оправданий для себя? Что нельзя оправдать ни при каких условиях?
- Человек начал оправдываться сразу же после грехопадения. Адам стал говорить Богу: «Я не виноват, это все она, Ева, она меня соблазнила вкусить запретный плод». А Ева, в свою очередь, стала сваливать вину на змия-искусителя. Вот так с тех пор и оправдываемся. Перестают оправдываться люди, стремящиеся достичь первозданного состояния, то есть того, в котором пребывали Адам и Ева до грехопадения. А не стремящиеся с течением времени научаются виртуозно оправдывать себя, виня обстоятельства, других людей, все вокруг, но только не себя. Самые отъявленные бандиты придумывают для себя «философию», по которой выходит, что они правильно живут. Но Господь пробуждает совесть человека, и тогда он может раскаяться и совершенно измениться. Но может и не раскаяться, а просто убить в себе совесть. Вот это и есть грех, который оправдать нельзя.
- Дружба народов, которой всегда гордилась наша многонациональная страна, дала одну из серьезных трещин во время беспорядков в селе Маевке. События на юге в настоящее время также вызывают опасения: есть факты противостояния между кыргызами и узбеками. Суть этих конфликтов, как мне кажется, кроется в желании владеть землей ли, водой или всем сразу, то есть верховной властью в стране. Что движет людьми? Только ли алчность?
- Дружба народов - это то, чем может и должна гордиться наша страна. Но дружба народов - субстанция нематериальная, поэтому для материалистов как бы второстепенная. Для них есть вещи поважнее, чем честь, совесть, патриотизм, какие-то маловажные безделицы, которые и руками-то не потрогаешь и в рот не положишь. И здесь мы приходим к извечному спору между теми, кто в основание жизни ставит нематериальную веру в нематериального Бога, который есть Дух, и теми, кто во главу угла ставит земную, телесную жизнь с ее гордостью, жаждой власти, обогащения, славы и пр. Это спор между людьми верующими (не номинально, а реально) и безбожниками (тоже не номинально, а по жизни). Точку в этом споре ставит переход в Вечность, то, что мы называем смертью. Она все и всех расставляет по своим местам и очень справедливо.
- Как известно, штурм Дома правительства - и 24 марта пять лет назад, и сейчас, 7 апреля - был совершен в основном молодыми людьми, сознание которых сформировалось в смутные годы перестройки, непростое время перемен. Но, как сказала героиня одного фильма, «времена всегда одинаковые». Сейчас эта молодежь, посчитав старшее поколение неспособным на решительные действия, делает попытки взять ситуацию в стране в свои руки. Понятное дело, что это - конфликт отцов и детей, только масштабнее. От чего вы хотели бы предостеречь и тех, и других?
- Да, «Белый дом» штурмовала в основном молодежь. Как раз потому, что молодой человек в силу малого жизненного опыта пока еще не знает того, что сложные проблемы не решаются простыми способами. Многолетнюю, запущенную болезнь нельзя вылечить одномоментно, лихим кавалерийским наскоком. Но пришли они на площадь отнюдь не сами. За их спинами и перед ними, по ту сторону ограды, стояли «отцы», которые в жизни понимают больше и настолько же большей должна быть их ответственность за «детей». От чего можно предостеречь теперь, когда десятки этих молодых людей сами уже никогда не станут отцами? Только от того, чтобы в следующий раз не дать себя использовать, быть рассудительнее. А «отцов» предостеречь от безответственности - перед Богом и перед людьми.
- Отец Игорь, в чем вы видите свое призвание, что делаете для того, чтобы жить в согласии с самим собой и миром?
- Призвание священника в том, чтобы скромно передавать людям посылки от Бога. А для этого он должен жить в согласии не с самим собой или миром, но с Богом.