10:45
USD 87.45
EUR 99.57
RUB 1.07
Общество

Политэкология: рецепт спасения природы от Топчубека Тургуналиева

На сцене актового зала Исторического музея вчера, 21 апреля, за длинным столом заседало прежнее руководство Государственного агентства охраны окружающей среды и лесного хозяйства с новым главой Топчубеком Тургуналиевым. И.о. директора ведомства, умело орудуя микрофоном, рассказывал, что с его приходом экология республики будет защищена от вредных воздействий на все 100 процентов. Только говоря о том, что надо защищать главное богатство страны - природу, бывший оппозиционер, то ли по привычке, то ли от новой чиновничьей должности, постоянно уходил в политику.  

«28 фирм хотят построить четыре завода в Джалал-Абаде, которые будут использовать цианид. По нашему мнению, эти компании надо проверить. Такие, как Максим, планировали построить заводы без экспертизы. Нужно провести ее», - говорил Топчубек Тургуналиев.

Казалось, будто теперь в Кыргызстане слово «частный предприниматель» равнозначно имени Максим. А все бизнес-сообщество - нарушители.  

Говоря о фауне, и.о. главного защитника природы предложил «забрать лицензии у фирм, организующих охотничьи туры на архаров, косуль, и как минимум лет на 10-15 запретить охоту».

Зная, в каком плачевном состоянии находится туристическая отрасль, в частности туроператоры, чьи европейские клиенты, ранее желавшие поохотиться, но в связи с событиями 7 апреля в массовом порядке отказывающиеся от поездки, хотелось спросить: «Что же будет с туризмом?». Но, увы, высокопоставленный чиновник был слишком далек от народа в зале.

В итоге все сошлось к тому, что даже природа, в частности альплагерь, перешел в руки Бакиева, хотя должен служить народу. «Самые знаменитые места отдыха Бакиевы как хотели, так и использовали. Я поставил перед временным правительством задачу решить эту проблему», - утверждает Топчубек Тургуналиев.

Далее он предложил закрыть все ТЭЦ, так как они загрязняют воздух. И сразу вспомнил об Акаеве. О переводе домов на электричество говорил еще первый президент. «Во время Акаева была программа перевода отопления и других коммунальных услуг на электричество. Так как временное правительство снизило тариф на электроэнергию до 70 тыйынов, можно начать реализацию этого проекта. А для простого народа предлагаю новому правительству сделать тариф не более 50 тыйынов», - сказал Топчубек Тургуналиев.

Реакция зала - овации. Одни искренне радуются, другие ухмыляются.    

Потом последовало обещание, что лет через 10-15 Кыргызстан станет страной, где никто не пьет, не курит, не употребляет «колеса» и наркотики. Какое отношение Госагентство охраны окружающей среды имеет к данной сфере, его новый глава не объяснил.

В заключение Топчубек Тургуналиев отметил, что все сидящие в зале - это «патриоты» и «его кыргызы».

И вновь экологи возвращаются к самому актуальному - политике. Топчубек Тургуналиев заверил, что если будет более достойный руководитель, он освободит недавно занятое кресло, так как не из тех, кто борется за кресло губернатора Джалал-Абада. «Из Джалал-Абада идет запах контрреволюции!», - заявил Топчубек Тургуналиев.

Закончив получасовое выступление на политической ноте, новоиспеченный глава ведомства передал эстафету начальнику Управления государственной экологической экспертизы особо охраняемых природных территорий Кубанычбеку Ноорузбаеву.

Не успел последний зачитать пару предложений об охране окружающей среды из своего доклада на русском языке, как Топчубек Тургуналиев перебил подчиненного: «С 1 мая все сотрудники моего ведомства обязаны говорить на кыргызском. Документация также будет вестись на государственном языке».

Начальник управления не смог найти подходящих слов в свое оправдание. «Я готовил доклад на русском», - робко сказал Кубанычбек Ноорузбаев и продолжил рассказ о вреде, который наносят природе люди.

Он еще читал доклад, когда сидящие в зале начали кричать: «Эй, давай быстрей заканчивай», «Ты что так долго говоришь?».

А Топчубек Тургуналиев беспрерывно смотрел на часы и повторял, что у докладчика осталось 5 минут, потом 3, потом 1 минута. Увы, выступающий так и не смог озвучить свои предложения по охране природы, зато все еще раз услышали мнение экс-оппозиционера о том, что нам плохо жилось при любой власти, кроме этой. А природа и вовсе была политической жертвой.  

Бизнес