В воскресенье, 24 сентября, начинается первый день священного Рамазана. Это начало месяца особого благочестия для всех истинных мусульман. На весь период поста приостанавливаются войны и насилие. Начинается время очищения, прежде всего духовного. Сегодня на вопросы ИА «24.kg» отвечает известный переводчик Смыслов Корана на русский язык, иман Валерия Порохова.
Валерия Порохова: Хотела бы поздравить всех мусульман Кыргызстана с наступлением священного месяца Рамазана. Это действительно очень важное время: в эти дни пророку Мухаммеду были ниспосланы первые айаты Корана, последнего Откровения, которое было даровано человечеству. Именно Коран обозначил ислам не как новую религию, а как новый образ жизни, построенный на мире. Сегодня, когда вновь снимают чехлы с баллистических ракет, нам, как никогда ранее, необходимо ощущение безопасности, спокойствия и благоденствия. Именно этого сегодня желаю всем людям, в том числе и жителям Кыргызстана.
Марина Гречанная: Не слишком ли идеалистично мечтать, что с началом поста прекратятся войны?
В.П.: Я понимаю, что «миру – мир» еще не скоро наступит. Но Рамазан дает людям возможность духовного просветления, возможность хоть на шаг приблизиться к мирному сосуществованию. В этом и состоит смысл Рамазана – очищение от шлаков как физических, так и духовных. Хочу напомнить, что еще мудрейший Пифагор позволял своим ученикам приступить к познанию истины только по окончании поста. Ведь человек может открыть в себе внутреннее зрение, новое видение прекрасного, только очистившись, особенно на духовном уровне. Со стороны может показаться, что пост – это ограничение лишь в пище, излишествах и прихотях, но есть и нравственный смысл поста – стремление к благочестию. И сегодня устремления многих людей направлены именно на это.
Корр.: Все-таки кыргызстанцам, живущим в светском, по сути, государстве, достаточно сложно воспринимать религиозные каноны…
В.П.: Человек не может жить без веры, без духовности. Вполне естественно, что после восьмидесяти лет агрессивного советского атеизма появилось стремление приблизиться к возвышенному. На самом деле ислам как религия единобожия, причем заложенная, как считаю я, на генетическом уровне, не принимается, к нему возвращаются. Так любой человек рано или поздно возвращается к своим истокам. Человек есть волеизъявление Всевышнего, а потому вера в Бога уже присутствует в каждом из нас.
Общество, в котором мы живем, конечно, во многом определяет наш выбор: быть христианином, буддистом, мусульманином… или атеистом. Как ни парадоксально, но именно сегодня на фоне технического прогресса и политического разноголосья процесс возвышения Бога начинает усиливаться. Особенно заметно это в России, где процесс приобщения людей к Богу приобрел динамичный и стабильный характер. Подобное происходит и на Западе. Безусловно, при этом нельзя не отметить и обратную сторону медали. В боях за паству многие религиозные деятели истины, изложенные в Священных книгах, толкуют по-разному. На этом фоне возрастает просветительская роль интеллигенции, для которой нравственность и культура духа, понятие чести никогда не были пустым звуком.
Корр.: Но разве история того же советского общества не доказывает, что интеллигенция достаточно редко бывает активной?
В.П.: Почему-то при слове «интеллигенция» сразу представляют инертного человека в шляпе и очках. Однако истинные интеллигенты - это те, кому не безразлична судьба своей страны, те, кто думает о будущем своих детей и своего народа. Именно они всегда определяли жизненные ценности общества. К сожалению, за годы советской власти интеллигенция подверглась жестоким репрессиям. Поэтому наша общая задача – возродить просветительскую интеллигенцию, направить ее потенциал на общественно значимую деятельность. Знаю, что у вас в республике эту линию развивает партия «Санжыра», девизом которой является сохранение духовного наследия общества.
Корр.: Что может быть общего у верующих и политической партии?
В.П.: Приведу айат Корана, в котором говорится: «А потому повинуйтесь Мне, Посланнику и власти». По исламу власть призвана обеспечить нравственное проживание в толерантности с другими религиями. Ислам ведь как гражданство, если родишься в нем, уже находишься под его покровительством. Так первых людей оберегали ветви Мирового дерева, которое сегодня ассоциируется с генеалогическим древом.
Корр.: В азиатской культуре это древо обозначено словом «санжыра»…
В.П.: Вот и ислам, как санжыра, ведет по жизни и оберегает каждого человека, потому что человек – связующее звено между прошлыми поколениями и будущим. Потому столь важным является отношение власти к нравственному наследию и действия, направленные на приумножение духовного потенциала общества. Нельзя построить будущее, отрекаясь от прошлого. И нельзя построить государство, отрекаясь от человека. Кроме того, ислам поддерживает только ту власть, которая вводит в практику жизни заветно-запретную канву Откровений. Когда в основе государственных законов лежат определенные Всевышним важнейшие принципы - «не убий», «не укради»… И законодательство не может разрешать смертную казнь или легализацию мужеложества, как это происходит в отдельных странах. Для ислама подобное пренебрежение к словам Всевышнего означает девальвацию и умирание допустившей это власти. Поэтому ислам всегда поддержит ту политическую партию, которая будет руководствоваться в своей деятельности нравственными постулатами Господнего Откровения. Именно такое слияние позиций ислама и политических задач есть в партии «Санжыра», руководителя которой знаю настолько давно, что могу уверенно об этом говорить.
Корр: А разве недостаточно того, что нравственные ценности обеспечивает Конституция любой страны, прописывая соответствующие статьи или главы?
В.П.: Эти «прописные истины» чаще всего остаются на бумаге. В реальной жизни мораль и государство, увы, далеки друг от друга. Безусловно, я говорю о западном образце государства, ведь в исламе нет подобного разделения, и шариат охватывает жизнь человека в целом – и личную, и общественную в виде юридических, финансовых, государственных и иного рода институтов. Что касается так называемого светского государства, то мораль, основанная на изменениях и дополнениях Конституции, вряд ли может вызывать такое же доверие, как священные айаты, которые не позволяют вольно обращаться с Господним законом.
Корр: Валерия Михайловна, в месяц Рамазан предстоит еще встретить и ночь Предопределения, в которую, как считают некоторые теологи, в разные времена были ниспосланы четыре Священные Книги: Псалтырь – Давиду, Тора – Моисею, Евангелие – Иисусу, Коран – Мухаммеду?
В.П.: Да, в эти дни весь мир будет встречать Ляйлят-уль-Кадр. Мусульманские предания о создании мира гласят, что Аллах, прежде всего, сотворил китаб – книгу - и калям – тростниковую палочку для письма, чтобы записать все происходящее с каждым из живущих. Не случайно мусульмане обозначают судьбу словом «мактуб» - дословно «запись», «предначертание». Однако есть в году ночь, когда можно попросить Аллаха переписать «твою» страницу в книге. Правда, для этого необходимо очиститься как физически, так и духовно. Именно этого я желаю сегодня мусульманам Кыргызстана, а еще того, чтобы в ночь Предопределения Аллах сообщил ангелам о наступлении счастливого года для вашей республики.