15:26
USD 87.45
EUR 99.20
RUB 1.06
Общество

Обделенные любовью

В Кыргызстане, как ранее сообщало ИА «24.kg», по данным международных организаций, насчитывается около 10 тысяч беспризорных детей. Почти все они родились в неблагополучных, малоимущих семьях. Увидеть клянчащих деньги детишек можно в подземных переходах и на столичных рынках. Зачастую сами родители заставляют их таким образом зарабатывать на жизнь. Видно, усвоили «умные» мамы и папы, что детям подают охотнее.

Бегство из семьи

«Все начинается в семье. Мать, пренебрегая своими обязанностями, заставляет трехлетнюю дочь попрошайничать. Она уже развращает ребенка, давая понять, что таким путем можно заработать. Кто даст гарантии, что завтра та же мать не продаст родную дочь извращенцу и не заставит ее зарабатывать уже другим путем, - говорит директор Центра реабилитации беспризорных детей (ЦРБД) Алексей Петрушевский. - Многие считают, что это не насилие, не понимают, что мать уже начинает процесс насилия. У нас проходит реабилитацию девочка, которую родная мать продала в сексуальное рабство за 100 сомов. Что это, если не насилие?»

В столичном ЦРБД сегодня проходят реабилитацию 70 детей от 1,5 до 15-16 лет. По словам сотрудников, бывает и больше, зимой здесь живут 80-100 детей. Согласно уставу центра, ребенок должен находиться там не более 6 месяцев. Однако нередко дети задерживаются здесь на 1 год и больше. Многие подопечные поступают сюда без каких-либо документов. На их восстановление уходит много времени, порой больше года. По словам Алексея Петрушевского, чаще документы детей родители теряют или закладывают за бутылку водки. «Поступают даже без свидетельств о рождении. Мать рожает дома, ребенка нигде не регистрирует, он не ходит в детский сад или школу, не получает образования, но используется родителями как объект для обогащения», - говорит директор центра.

Ребята в центр попадают по разным обстоятельствам: бывает, дети сами просят приюта, порой родители отказываются от них, иногда звонят сердобольные люди, говорят, что где-то ребенок живет в ужасной обстановке. «Однажды люди позвонили и сказали, что мать и 3-летний малыш живут в шалаше из клеенок возле канализации. Наши сотрудники приехали и увидели жуткую картину: пьяные взрослые и ползающий среди них малыш. Мы, естественно, забрали ребенка. Теперь мать требует вернуть мальчика. Но куда мы вернем его? В шалаш?» - рассказывает Алексей Петрушевский.

По словам психолога центра Эльвиры Абышевой, при поступлении ребенка на реабилитацию проводится психодиагностика, выявляются все нарушения и отклонения, которые есть у детей. «Почти у всех наблюдается тревожность, страх и агрессивность», - говорит она. Как отмечают сотрудники центра, самый тяжелый момент и для детей, и для сотрудников центра - это изучение судеб детей, их жизненные истории, за каждой из которых стоит боль.

Не отдавайте меня маме

После курса реабилитации ребенок возвращается в семью. Перед этим психологи центра долго работают и с родителями. Только при полной уверенности, что в семье созданы нормальные условия, он возвращается в родной дом. Если нет уверенности в родителях, ребенок остается в центре. «Он нам только успел поверить, а мы его обратно в семью должны отправить, где весь кошмар повторится? После этого ребенок навсегда перестанет верить людям», - говорит Алексей Петрушевский.

Как рассказывают сотрудники центра, бывает, что дети сами не хотят возвращаться в семью. Корреспонденту ИА «24.kg» показали видео, где девочка шести лет при одном упоминании о матери бьется в истерике. «Не хочу видеть маму, никогда, никогда не хочу ее видеть. Пожалуйста, не возвращайте меня к ней», - рыдает маленькая девочка. Что же надо было сделать, чтобы ребенок так реагировал на имя собственной матери...

Опасное усыновление

«Удивляешься, насколько могут быть жестокими люди. У нас находятся братья Артем и Денис, они пять лет пробыли в рабстве у усыновившего их семейства. Все это время они прислуживали, за маленький проступок их жестоко наказывали. При разговоре они даже боялись поднимать глаза», - рассказывает Алексей Петрушевский.

По его словам, в стране процесс усыновления таков, что порой забирает ребенка из детского дома тот, кто больше заплатит. А тем, как живут дети и что с ними происходит, никто не интересуются. «Приемные родители словно делают одолжение: мы же усыновили ребенка, что еще надо? А надо обеспечить достойную жизнь, чтобы дети не подвергались физическому и моральному насилию. Ведь шрамы от побоев и издевательств на теле заживают, а на душе остаются. Надо выстроить такую систему усыновления, чтобы будущие родители доказали: они готовы и могут взять ребенка из детдома», - говорит Алексей Петрушевский.

Ненужных детей меньше не становится

Сегодня братья Артем и Денис вполне довольны жизнью. Активные, любознательные и общительные дети, они в составе сборной футбольной команды центра. Видно, что они могут постоять за себя, высказать свое мнение.

Передо мной обычные дети - шумные, веселые. Старшие заботятся о младших. С виду не скажешь, что они видели тяжести жизни, побои и издевательства, голод и холод, но история каждого из 70 детей центра может стать отдельной главой большой энциклопедии о безответственности и агрессивности взрослых.

Как рассказывают сотрудники центра, часто мальчишки и девчонки навещают их. У некоторых уже есть свои семьи. Но все равно находят время и приходят к «родителям», советуются, делятся своими радостями и горестями. Они по-прежнему одна большая семья.

Время проходит, дети взрослеют, уходят. Их место занимают следующие, обделенные вниманием и любовью. И это страшно.

alt

alt

Бизнес