Сегодня в Кыргызстане много споров вокруг софинансирования школ родителями, а также открытости отчетов по использованию этих средств. По Закону «Об образовании» одним из источников финансирования учебных заведений являются «добровольно внесенные средства физических и юридических лиц, добровольные пожертвования и целевые взносы других физических и юридических лиц, в том числе иностранных». Под физическими лицами понимаются и граждане, дети которых обучаются в школе. Следовательно, родители имеют право добровольно вносить средства в школу и указывать, на какие цели должны расходоваться их деньги.
И на какие же? И тут же второй вопрос: почему взносы являются добровольными, а не обязательными?
Вносить или не вносить?
Из названия Положения об участии родительской общественности в поддержке материально-технической и учебной базы общеобразовательных, дошкольных и внешкольных учреждений, принятого в январе 2002 года, понятно, на что родители могут направлять свои средства. Здравый смысл, в основе которого лежит потребность в качественном обучении детей, говорит о необходимости поддерживать учебную базу школы. Поэтому родители заинтересованы тратить деньги, в первую очередь, на материальное поощрение учителей, повышение их квалификации, приобретение методической литературы и учебных пособий. Словом, на все те условия труда учителя, которые непосредственно обеспечивают и повышают его профессионализм и качество обучения школьников.
С другой стороны, правоотношение «родитель - учитель (школа)» является формой совместной деятельности, в основе которой лежит заинтересованность сторон в обучении ребенка, что требует объединения интеллектуальных ресурсов учителя и материальных средств родителей. Здесь нет отношений купли-продажи услуг учителя. Родители финансируют школу, то есть безвозмездно передают ей свои средства. Безвозмездность объясняется тем, что произведенные за счет этих средств услуги обучения потребляются третьими лицами - школьниками.
Все это и образует сущность поведения сторон в отношениях «родитель - учитель (школа)». Эта модель служит естественным основанием для моральной и юридической обязанности родителей участвовать в софинансировании учебной базы школы.
Таким образом, ответ на вопрос, вносить или нет деньги, однозначен: непременно вносить. Выделять же средства на поддержание материально-технической базы школ в рабочем состоянии - обязанность Министерства образования и науки, а также местного самоуправления.
А что в родительском кошельке?
Минимальный потребительский бюджет среднестатистического кыргызстанского «трудоголика» во втором квартале 2009 года составил 4 тысячи 148 сомов, ребенка - 3 тысячи 258 сомов, в последнем на услуги для ребенка выделяется 405 сомов.
Таким образом, мать-одиночка на образовательные и медицинские услуги для своего ребенка может затратить по 200 сомов, если зарабатывает 7,4 тысячи. В неполной семье с одним ребенком или полной многодетной семье при заработке меньше 7 тысяч сомов родители, чтобы не урезать расходы на образование, вынуждены экономить на еде, одежде, электричестве и прочем.
От теории к жизни
Как отмечается в Концепции развития образования в КР до 2010 года, «невозможность полного финансирования учреждений образования привела к вынужденному росту спроса школьных директоров на недостающие ресурсы». Спрос вызвал предложение. Правительство приняло постановление № 775, которым ввело ежегодный родительский взнос на поддержку материально-технической и учебной базы общеобразовательных учреждений на добровольной основе в размере одной минимальной зарплаты в сельской местности и одной шестой МЗП - в городах.
Трудно сразу сказать, сколько это будет в сомах, что развязало руки предприимчивым школьным управленцам. И даже грозный запрет на «взимание иных денежных средств» не помог. Не возымел действия и Кодекс о детях с его запретом «ущемлять права, свободы и законные интересы детей» и «принудительно взимать какие-либо сборы и взносы в денежном или материальном выражении».
Ситуация развивалась по А.С.Пушкину: «Ум у бабы догадлив, на всякие хитрости повадлив». Все эти «маленькие хитрости» привели к большим родительским взносам.
Сотрудники ОФ «Лига защитников прав ребенка» провели эксперимент, пытаясь устроить «племянника из деревни» в 1-й класс и «сына» в 8-й класс в выбранные наугад семь школ города Бишкека.
С них потребовали ежегодный взнос от 500 до 20 тысяч сомов, ежемесячный - от 100 до 600. Кое-где предлагали тестирование, интересовались пропиской и сразу отказывали, узнав, что мать «квартирантка», а ее «племянник» - старшеклассник из Оша.
Кроме того, Лига совместно с Департаментом защиты детей провела двухмесячную акцию «Примите моего ребенка в школу». Она проводилась в нескольких городах. На телефон доверия поступило 50 звонков, из них 26 - анонимные.
Требования к родителям те же самые, но добавились эпизоды с «выкручиванием рук»: «не заплатишь вступительный взнос - не допустим в школу». Кроме того, встречались требования купить дорогую школьную форму плохого качества. И та же угроза: «не купишь - не пустим ребенка в школу». Что касается проблемы с учебниками, здесь показательно заявление одного из родителей: «В подземном переходе можно купить учебники со штампом школы, в библиотеке которой их нет».
Такая информация во многом отвечает на вопрос, почему «численность не обучающихся, по данным Департамента защиты детей, составила 40 тысяч» и почему пошли жалобы родителей на школьные сборы. Эти цифры и жалобы - результат «коррупции, вызванной, помимо других факторов, ухудшением материально-технического состояния учебных заведений и низкой оплатой труда преподавателей» (Концепция развития образования в КР до 2010 года).
В число «других факторов» входит и бедность, которая вынуждает родителей отправлять детей не в школу, а на заработки. За этим цифрами и фактами стоят прямая, скрытая и косвенная дискриминация, ограничение прав учащихся, родители которых имеют низкий материальный достаток. В результате у граждан подрывается доверие к государству с его обязанностью «обеспечивать доступность общего среднего образования для всех детей» (Конвенция о правах ребенка).
В ответ на директорскую гиперактивность правительство дважды вносило изменения в постановление № 775. В результате указание на введение ежегодного родительского взноса для поддержки материально-технической и учебной базы общеобразовательных учреждений исчезло. Но оно оказалось живучим и осталось в Положении об участии родительской общественности в поддержке материально-технической и учебной базы общеобразовательных, дошкольных и внешкольных учреждений Кыргызской Республики, утвержденном приказом Министерства образования и науки. Осталась и добровольность внесения средств. Все это и побуждает некоторых директоров школ терять чувство меры в финансовых отношениях с родителями.
От автора
Для урегулирования возникающих проблем, как мне кажется, следует внести поправки в Закон «Об образовании». Например, обязать родителей делать ежегодный взнос в школу, который пойдет на поощрение преподавателей, создание им нормальных условий труда, непосредственно влияющих на качество обучения. Срок внесения и размер взноса должны устанавливаться правительством.
В законе следует обязать директоров школ распоряжаться средствами родителей только по согласованию с попечительским советом, который должен появиться в каждой школе. На него же возложить право освобождать малообеспеченные семьи от ежегодных взносов и разрабатывать сметы доходов и расходов школы.
Если «условия и характер педагогической работы определяют права, обязанности и ответственность учителя» (Закон «О статусе учителя»), то и государство обязано обеспечивать права учителя. Эту обязанность следует отразить в законе.
Необходимо запретить учителям самостоятельно собирать средства для проведения факультативных занятий, организации кружков, клубов, научных студий.
Модель отношений «родители - учитель» (законопроект «Об общем среднем образовании») обязывает «родителей и законных представителей учащихся частично участвовать в поддержании инфраструктуры и библиотечных фондов общеобразовательных организаций». Судя по всему, авторы документа (творческая группа депутатов парламента) не имеют представления о сущности отношений сторон. С учетом этого и других замечаний законопроект следует доработать.
Внедрение этих предложений в законодательство об образовании должно упорядочить финансовые отношения родителей со школой и обеспечить гарантии доступности школьного образования для каждого ребенка.