17:48
USD 88.85
EUR 94.92
RUB 0.96
Общество

Город, которого нет…

Взрослые люди с ностальгией вспоминают былые времена поселка городского типа Мин-Куш, что в Нарынской области. Для тех, кто жил в нем прежде, 1950-60-е годы кажутся сладкой жизнью. Урановое прошлое несравнимо с сегодняшним настоящим. Оно – яркий пример того, как города могут быстро появиться и так же быстро исчезнуть, когда о них забывают. Город тысячи птиц (а именно так переводится с кыргызского «мин куш») уже давно не привлекает волшебных пернатых. Забитые окна, пустые дома и улицы, разрушенные здания и печальные лица немногих жителей - готовые декорации для мистического триллера о месте, затерянном во времени.


Прошлое и настоящее


Отправляясь в поселок, я вспомнила рассказ мамы, которая еще в детсадовском возрасте видела жизнь того Мин-Куша, где, по словам жителей, добыли уран для первого полета человека в космос.


«Мин-Куш… У меня о нем всегда теплые воспоминания. С 1,5 до 5 лет я росла в этом поселке, - поведала она. - Кто ездит туда, знает, что поселок состоит из нескольких микрорайонов - площадка 17-я, 20-я, 21-я, ГЭС, «Ак-Улак», «Кавак». Мы с мамой жили на 17-й площадке по улице Пионерской. Это было в 1959-63 годах. Мама работала раздатчицей на штольне. Социальные объекты были в отличном состоянии. В районе ГЭС была большая школа, возле него стадион. На нашей площадке были танцпол, клуб, большой магазин. Мне очень нравились его зеркальные витрины. Когда мы переехали в город Нарын, там ни один магазин, ни одна школа по красоте не могли сравниться со зданиями в Мин-Куше. Дом, в котором мы жили, имел хорошую планировку, в нем жили две семьи. Тогда заработная плата у рабочих была высокая, я помню, как дядя и тетя часто давали мне мелкие деньги. У меня была копилка».


alt


«В автобусах не было кондукторов: люди сами покупали билет в кассе и садились. И автобусы были другие… Что и говорить, много было интересного. Нельзя не рассказать и о пансионате «Маринка», который стоял на реке Кокемерен. Наверное, сейчас все эти коттеджи проданы или разрушены. Было много мальчиков и девочек на улицах поселка, и молодежь, как сегодня говорят, была «продвинутой». Одна из первых эстрадных групп «Наристе» также вышла из Мин-Куша», - эти светлые воспоминания детства навсегда остались в памяти мамы.


А вот что пишет 12-летняя жительница нынешнего поселка Мин-Куш Жакшыбай кызы Айзада: «Я живу в горном поселке Мин-Куш. Я перешла в 4-й класс. Мама и папа рассказывают о своей жизни в детстве и описывают его как сказку. Нам с братишкой кажется, что это действительно сказка. И мы с ним вместе начинаем мечтать. Если бы в магазинах было все и все дешево. Было бы хорошо в любое время, когда захочешь, покупать все, что захочешь. И чтобы родители не сетовали на отсутствие денег, вместе работали. И если вдруг заболели, то могли лечиться бесплатно».


Будущего не предвидится


Геолог Каширин, открывший залежи урана в начале 1950-х годов, наверное, и не предполагал, что у поселка будет долгая жизнь. Основанный после прекращения добычи урана завод «Оргтехника», выпускавший памятные фломастеры «Мин-Куш», сегодня не работает. Огромное предприятие умирало на глазах жителей. Теперь он числится только по документам, а развалины напоминают о былом величии.

alt


В итоге 70 процентов населения сидят без работы. Из 15 тысяч человек сегодня в поселке осталось чуть больше 3,5 тысячи. Все, кто смог уехать, покинули родные края. Молодежь отправляется на заработки в Россию или Бишкек. Хотя до сих пор в горах Мин-Куша ведется добыча угля и открываются новые предприятия, жизнь в поселке не становится лучше. Несколько лет геологи вели разведку в горах и нашли залежи стронция и других металлов, но большое производство начинать экономически невыгодно. Частные угледобывающие предприятия не заинтересованы в найме местных рабочих.


Урановый след


Сегодня в Мин-Куше 4 больших хвостохранилища, одно из них в 2 километрах от поселка. По словам главы поселковой управы Токон Мадиевой, оно разваливается, его отходы просачиваются в сточные воды. Республиканский госнадзор два года назад делал проверку, показавшую очень высокие показатели радиации, в некоторых домах - до 170-160 микрорентген в час. После в правительстве прошло совещание по Мин-Кушу, рекомендовавшее провести дополнительное обследование домов.


alt


Повторная проверка показала снижение уровня радиации. Врачи объясняют это сезонностью. Летом, когда помещения проветриваются, показатели низкие, а зимой повышаются. Когда начали выяснять, почему это происходит именно в этих домах, оказалось, что их крыши утеплены отработанным урановым шлаком. Обещали все очистить, но все осталось по-прежнему. И люди продолжают жить в этих домах.


На вопрос, верите ли вы в будущее села, Токон Мадиева отвечает: «Я поверила бы, если власти обратили бы внимание на горную промышленность, сделав акцент не на частные предприятия, а на государственную собственность».


Мечты детей Мин-Куша


Мечты детей Мин-Куша очень конкретны и просты. Многие хотят стать врачом. Как говорит Токон Мадиева, если в селе больше не на кого равняться, то о чем другом будут мечтать дети?


«Я часто мечтаю о том, как надеваю белый халат, делаю уколы больным, - говорит ученица 5-го класса школы имени Ибраимова Мырзабек кызы Айпери. - После того как успешно окончу школу, поступлю в медицинский институт. Как говорят, Бог исполняет желания детей».


alt


Построить новый дом


Возраст многих домов в Мин-Куше - более пятидесяти лет. Старые деревянные стены с выцветшей краской и забитые окна – вот, что видят дети каждый день. Когда-то здесь было много русскоязычных семей, сегодня их не более десятка. Фамилия Крапивко здесь самая многочисленная. Четыре брата живут со своими семьями.


Павел Крапивко уезжал жить в Россию, но родная земля все равно позвала назад. Сегодня он вместе с тремя сыновьями и женой Курманбубу живет в небольшом барачном доме на 20-ой площадке. Восьмилетний Антон Крапивко, сын Павла и Курманбубу, мечтает стать строителем.


alt


Летом они с мамой ездили работать на Иссык-Куль. Там ребенок и увидел, как строят дома. Сегодня он старательно учится в школе, приглядывает за младшим братом Тимуром. Папа часто берет его на рыбалку и охоту. Расстояние между площадками в поселке большое, дорожки поднимаются серпантинами. Поэтому на втором месте у Антона мечта о своем велосипеде.


Перевезти поселок


Разница в возрасте у братьев Абдыбек уулу два года. Старший 11-летний Эрлан мечтает стать военным, как его дядя. «Я мечтаю быть полезным Родине, любить ее, уважать родителей и быть хорошим гражданином своей страны. Что я должен делать для этого? Хочу закончить 9-й класс на пятерки, получить аттестат с отличием, поступить в вуз и закончить его с красным дипломом».


Идеалом Эрлана стали кыргызские герои-воины – Чолпонбай Тулобердиев и Дуйшонкул Шопоков, которые отдали жизнь за родину.


alt


А его девятилетний братишка Абдыбек уулу Даниель мечтает сесть за баранку машины, как его дедушка и дядя Нурбек.


Есть у братьев и общая мечта – перевезти поселок Мин-Куш в другое село с чистым воздухом.


Для счастья девятилетней Кундуз Керимбаевой достаточно, чтобы в поселке была работа и люди могли зарабатывать деньги. «Мое желание – чтобы люди были здоровыми, добрыми, сострадательными, - говорит она. - Чтобы было много животных, сады цвели. На ветках были яблоки и урюк. В семьях - счастье и согласие. Все люди работали, а в субботу и воскресенье отдыхали с детьми в парке и катались на качелях и каруселях. Чтобы в мире была чистая вода и чистый воздух».


У Золотой Рыбки Кундуз попросила бы здоровья своим близким, богатства, чтобы рассчитаться с долгами, а самое главное - жить долго, как минимум 120 лет».


$9 тысяч для счастья


«У банкиров много денег. Деньги мне нужны, чтобы обеспечивать маму и семью. Для Кыргызстана готов служить, делать хорошие поступки», - говорит восьмилетний Сыргак Омотоев. Его дядя Эрнис работает в банке в Чаеке. Сыргак знает, что для банкира важно знать математику. Для счастья Сыргаку нужно $9 тысяч, на которые можно купить дом, машину и мебель.


alt


Тринадцатилетнего Дыйканбая Курманкожоева беспокоит тема миграции. «Родина – это святое понятие. Это земля, которую нельзя ни на что менять, - пишет он. - Нашу Родину наши предки кровью и душой защищали. Родина – это село, родной край, город, святые понятия. «Земля, где ты родился, золотая», - говорится в кыргызской пословице. Так и я никогда не предам свою родину. Сегодня многие люди по разным причинам покидают родные края. Я желаю, чтобы они возвратились. Если бы жизнь людей наладилась, наши родные из дальних стран возвратились и жили бы здесь. Если люди будут жить в согласии и трудиться, то все будет. Даже если у меня не будет денег, я хочу жить в Кыргызстане».

Фото Тамилы Зейналовой

Бизнес