Многие туристы любят посещать столицу Кыргызстана ранней весной. Интерес вызывает мусульманский Новый год – Нооруз. Это самый радостный праздник в республике. Из года в год он проводится с огромным размахом: на центральной площади Ала-Тоо устанавливаются юрты, артисты в ярких национальных костюмах показывают представления, местные жители играют в национальные игры и готовят сумолок – блюдо из проросшей пшеницы.
Американец Джексон впервые приехал в Бишкек три года назад. Этот день он вспоминает с трепетом: «Я никогда не забуду своих ощущений! Праздник проходит очень красочно и интересно. Кыргызский народ воспитывает своих детей в уважении к местным традициям, сохраняя и передавая их из поколения в поколение».
Однако многие жители Бишкека придерживаются другого мнения. Профессор Кыргызского государственного национального университета не любит выходить на праздничную площадь, объясняя это так: «Люди извращают наш единственный национальный праздник, который чтится испокон веков – столпотворение, пьянство, драки. Редко кто приходит на площадь, чтобы насладиться приятным зрелищем. Поэтому празднуем его дома, в семейном кругу».
Сотрудник банка «Бакай» придерживается этого же мнения. «На площадь Ала-Тоо 21 марта приходят в основном туристы и приезжие. Им интересно. А местным, увы, нет. Достаточно один раз попасть на праздничные выступления. Ведь из года в год репертуар практически не меняется – торжественные речи высокопоставленных лиц республики, театрализованные представления местных артистов, концертная программа мастеров искусств, национально-спортивные игры тогуз-коргоол, алтын шакен, жоолук таштамай и другие», - считает банкир.
А хватит ли денег?
Глава дирекции театрально-зрелищных мероприятий при Министерстве культуры и информации КР Эрмек Муканбетов соглашается, что репертуар из года в год повторяется. «Но мы работаем не ради галочки. Мы хотим увлечь народ, - рассказывает Эрмек Муканбетов. – Вы знаете, что чаще всего культура держится не на финансировании, а на взаимопонимании людей. Декораторы, артисты – все работают за маленькую зарплату, но делают что могут. Фантазия богатая, а вот средств… - вздыхает директор. – Вообще, много проблем. Но думаю, этот праздник будет особенным. Жаль, что молодежь, да и люди старшего поколения стали скептически относиться к мероприятию. Это же наш праздник – общий!».
Во время нашей беседы в кабинет к директору вошел декоратор. Немного растерянный, он обратился к шефу: «Когда вы выделите деньги? Мы не можем продолжать работать». Эрмек Муканбетов пожал плечами, сказав, чтобы ждали. «Ждать? Сколько? Мы же ничего не успеем! Будут деньги - будет работа», - возмутился мужчина и вышел из кабинета.
Сколько нужно для счастья?
А тем временем на площади Ала-Тоо около четырехсот школьников и студентов репетировали праздничный танец. «Я очень счастлива оттого, что участвую в театральном представлении, - серьезно говорит 13-летняя девочка Алина. - Родители обязательно будут смотреть на меня. Они мною гордятся!». И это действительно так: мамы, папы, бабушки и дедушки, братья и сестры выступающих и составляют основную массу зрителей праздничного действа. Остальные горожане в такие дни по обыкновению стараются в центр не приезжать, чтобы не оказаться участником ЧП, коих в праздничные дни случается немало. Лучше посидеть дома или уехать на дачу, покопаться на грядках, подышать свежим воздухом. Вот и получается, что, несмотря на усилия работников культуры, Нооруз, как и многие праздники, являются лишь передышкой от трудов праведных.