Спикер Жогорку Кенеша Адахан Мадумаров 18 марта 2008 года предложил внести изменения в Закон «О почетных званиях и почетной грамоте КР». Пока комитет по труду, миграции, социальной политике и здравоохранению обсуждал эти поправки, торага, помимо всего прочего, рассказал, как в минимальные сроки нажить себе 500 тысяч врагов.
Адахан Мадумаров объяснил, что в Кыргызстане планируется ввести единое почетное звание – «Заслуженный деятель», но без уточнения вида этой самой деятельности. «Изменения должны поднять престиж государственных наград, и нельзя будет в течение пяти лет повторно представлять к такому званию. Кроме военных», - уточнил Адахан Мадумаров. При этом останутся звания народный артист, писатель, поэт, художник и учитель.
Еще Адахан Мадумаров предложил упразднить три степени ордена Манаса. «Чтобы было как у ордена Ленина в СССР», - пояснил спикер.
В год, продолжал Адахан Мадумаров, государственные награды в Кыргызстане получают до 900 человек. «Мы знаем, во сколько это обходится государству. Будут ужесточены критерии. И в год такие награды будут получать от 70 до 100 человек, - говорил спикер. – Я бы хотел, чтобы их было вообще 50, если парламент, конечно, такое предложение поддержит».
«Какая по сути дела разница, кто ты – транспортник или банкир - если ты заслуженный, - продолжал торага. – Было бы большим шагом отказаться от всех этих заслуженных и перезаслуженных. А так накануне референдумов у нас начинается звездопад. Это политические награды, а не государственные», - говорил Адахан Мадумаров.
Его монолог прервала министр труда и социального развития Уктомхан Абдуллаева. Она объяснила, зачем, собственно, все охотятся за званием заслуженный. Если ты удостоен его, то получаешь надбавки к зарплате. А если у тебя еще есть и государственная почетная грамота, то это дает право на персональную пенсию.
«Ага, - пронеслось у меня в голове. – Главная линия этого опуса теперь видна мне насквозь».
Уктомхан Абдуллаева сообщила, что если в советское время в Кыргызстане было около 100 персональных пенсионеров, то сейчас больше двух тысяч. А Адахан Мадумаров тем временем перехватил инициативу: «Да если мы пойдем такими темпами, то у нас скоро будет страна заслуженных». «Вот, например, Мэрилин Монро – не заслуженная артистка США, а ее весь мир знает, - приводил свои доводы Адахан Мадумаров. – Калыгул тоже не был народным поэтом, а его весь Кыргызстан знает».
Тут у спикера появился оппонент. Вернее, оппонентка – депутат Дамира Ниязалиева. Она спросила, а, может, все-таки проблема еще и в коррупции?
«Все это ментальность», - отвечал ей Адахан Мадумаров. «Удивительная кыргызская ментальность. Завтра ко мне в кабинет зайдут депутаты и попросят представить кого-нибудь к званию. Меня будет колотить, но я из-за своей ментальности должен буду поддержать коллег. Сейчас каждая больница считает нужным представлять свих кандидатов на звание заслуженных», - досадовал торага.
«Вы не поверите, когда комиссия по государственным наградам обсуждает очередное присуждение, за одно заседание можно нажить себе столько врагов, что за 10-15 лет не удается. Десятая часть страны станет твоими личными врагами», - делился Адахан Мадумаров.
«Но почему, - гнула свою линию Дамира Ниязалиева, - нужно отказываться от, например, звания «Заслуженный работник таможенный службы». Может быть, там человек работает и всю жизнь профессии отдает».
«Наверняка работает в поте лица», - почему-то мне захотелось добавить к ее словам.
И тут Дамира Ниязалиева задала Адахану Мадумарову непростой, что называется, вопрос: «Вот вы считаете, что все, кто получил это звание, сделали это незаслуженно?»
Невозможно описать словами взгляд спикера, которым он одарил свою коллегу. «Нет, вы ответьте», - настаивала Дамира Ниязалиева.
Взгляд Адахан Мадумарова стал еще более неописуем.
«Ну, это полемичный вопрос», - вставил председатель комитета Николай Байло. Он явно пытался разрядить атмосферу.
«Сколько человек живет в России?» - неожиданно спросил Адахан Мадумаров. И сам же ответил – 144 миллиона. «Вы думаете, там меньше заслуженных, чем у нас?!» - еще раз спросил спикер тоном выше.
«Я не удовлетворена ответом», - сказала Дамира Ниязалиева. «А в Казахстане тоже оставили только звание заслуженный деятель без уточнений», - поставил точку Адахан Мадумаров, оставив последнее слово за собой.
«Дорогие коллеги, мы зря горячимся, - вновь заговорил Николай Байло. – Рыночная экономика размоет даже тот закон, что сегодня предложил Адахан Кимсанбаевич. Все эти звания – атрибут советского периода. В развитых странах этого нет».
За этой фразой отчетливо проявились очертания глубокого понимания кыргызскими коммунистами законов капитализма.