Газета «Dе-факто» обсуждает проблему присутствия в Кыргызстане российских военных объектов. Кроме известной всем Кантской авиабазы в республике имеется еще три спецобъекта. Один из них, расположенный в Джети-Огузском районе на маленьком полуостровке Кара-Булун, называется «Бирюза-1», второй - в селе Чалдовар и третий – в поселке Спартак Московского района. В соответствии с договором 1997 года Россия должна заплатить за них республике $4,5 миллиона. В счет этих денег она обязалась обучать кыргызских офицеров и поставить в КР различную военную технику. В течение 10 лет эти условия как бы соблюдаются. Только в прошлом году министр обороны Исмаил Исаков потребовал переводить хотя бы половину суммы деньгами, а не в виде услуг. Иначе эти земли государство отдает в аренду просто даром. По некоторым источникам, российский полигон в Джети-Огузском районе занимает 860 гектаров, однако министерство утверждает, что он занимает всего 52,5 гектара. Это военная база закрытого типа. Никто не вправе проверить, что происходит на этой территории.
Издание предложило прокомментировать ситуацию двум респондентам – полковнику, начальнику управления по военно-техническому сотрудничеству и экономике Марату Кенжисариеву и экс-губернатору Иссык-Кульской области Эсенгулу Омуралиеву.
По данным Марата Кенжисариева, действительно, база «Бирюза-1» еще при Советском Союзе была испытательным полигоном военно-морского оружия. После развала Союза все военные объекты перешли под юрисдикцию республики, однако данный полигон в этот список не вошел. Официально республика намерена дополнительно передать России 2,5 гектара земли. На вопрос корреспондента, окажет ли этот объект негативное влияние на экологию района, он ответил, что вся информация по деятельности базы засекречена. Однако он может подтвердить, что все работы в ней проводятся в соответствии с принятыми техническими нормативами.
Эсенгул Омуралиев отмечает, что еще с 1950-х годов в городе Караколе действует один из военных заводов по производству торпед. В свое время их испытание проходило на озерах Ладога и Иссык-Куль. В настоящее время эти испытания проходят только на нашем озере. Что касается земли на полуострове Кара-Булун, местное население традиционно использует ее в качестве пастбищ. Российские военные имеют там всего пять участков по семь соток, расположенных на возвышенности. Это позволяет наблюдать за испытанием торпед. Действительно, это объект повышенной секретности, представители третьих стран не имеют права там появляться. Россия просит выделить ей в аренду 910 гектаров. Что касается сохранения уникального озера, по мнению экс-губернатора, испытания холостых ракет проходят на глубине 180-200 метров, и это никак не сказывается на его экологии.
Газета «Агым» среди прочих тем уделяет внимание результатам народного суда в Аксы, осмыслению того, что же все-таки произошло 24 марта в республике и каковы прогнозы на эту весну.
По мнению политолога Нура Омарова, оппозиция свою оценку событиям даст 29 марта на курултае. Желание Бекназарова сместить с поста Курманбека Бакиева ни к чему не приведет, у него нет никаких рычагов, которые могут изменить ситуацию. И все ресурсы оппозиции исчерпаны. Развитие политической ситуации в стране будет определять экономическая составляющая. Если уровень жизни будет снижаться, это приведет к социальному взрыву. И только тогда у оппозиции появится шанс добиться своих целей.
«Кыргыз Туусу» под говорящим названием «Сколько ни говори «халва», во рту от этого слаще не станет» размышляет о развитии экономики в республике. С изданием трудно не согласиться.
«Эркинтоо» убеждает своих читателей, что 24 марта 2005-го в республике действительно произошла революция. По мнению министра юстиции Марата Кайыпова, у кыргызской революции есть свои особенности: кыргызский народ испокон веков дорожил своей государственностью, поэтому беспорядки в отличие от революций в других странах закончились буквально через день. Весомый довод.