После землетрясения в Кочкорском районе Кыргызстана в 2007 году остро встал вопрос о строительстве новых школ. Однако по прошествии некоторого времени стало ясно, что вновь возведенные здания не соответствуют требованиям, предъявляемым к учебным заведениям. По мнению специалистов, при строительстве школ нарушены нормы Госстандарта. Об этом и многом другом специально для ИА «24.kg» рассказал начальник отдела Управления капитального строительства Министерства образования и науки КР Эсен Уметалиев.
- Как шло строительство школ?
- После землетрясения надо было быстро отстраивать школы к началу учебного года. Чтобы выиграть время, решили опробовать новый для Кыргызстана метод - использовать в строительстве облегченные конструкции из металла. По технологии каркас обшивался новым импортным материалом. Однако он очень дорогой, привозили его из разных стран - так называемые стеновые базальтовые утеплители, утеплители для полов из Польши, древесина из России, пластиковые окна, двери из Турции и Китая.
- Если строительный материал такой дорогой, насколько оправдана новая методика строительства? В чем ее плюсы и минусы?
- Последние 15 лет капитальное строительство школ в республике практически не велось. И лишь в последние 2-3 года возведено около 25 одно- и двухэтажных зданий в некоторых районах страны. Признаемся, что этого явно недостаточно. Преимущество же такого метода заключается в том, что он позволяет в быстрые сроки строить компактные школы для небольших районов. А минусом проекта можно назвать его дороговизну. По моим расчетам, по сравнению с возведением школ из привычного кирпича удорожание строительства идет на 30 процентов. Сторонники нового проекта утверждают, что везти кирпич из Канта, Бишкека или Каинды в Нарынскую область далеко и дорого. Можно подумать, что привозить материалы из стран дальнего и ближнего зарубежья дешевле. В Ляйлякском районе Министерство образования и науки тоже построило 2 школы из кирпича. Там сейчас никаких проблем нет.
- А какие проблемы в Нарынской области?
- Положа руку на сердце, признаемся, что с самого начала строительства проектировщики Госстроя и подрядчики в лице строительной корпорации «Азат» и фирмы «Хан-Тенгри» даже не провели анализа предстоящего строительства и в дальнейшем не осуществляли надлежащего мониторинга при возведении школ. К сожалению, это частая практика у проектировщиков, особенно молодых, когда здание возводится без учета мнения всех заинтересованных сторон. Отсюда при строительстве возникли проблемы.
- Какие именно?
- Несоответствующие стандартам учебных заведений однотипные маленькие классы, размеры которых составляют в среднем 34,6 квадратных метра, хотя должны быть не менее 40-45 для учеников 1-5 классов, 50-55 квадратных метров для 5-7 классов, 60-65 квадратных метров для 7-11 классов. Норма на одного ученика в классе - 2 квадратных метра, в кочкорских же школах на одного учащегося приходится лишь 1,5 квадрата. Нет в этих школах и обязательных специальных кабинетов химии, географии, физики, где дети могли бы выполнять лабораторные и практические занятия.
Из-за того, что классы маленькие, в них неправильно размещены такие детали, как угол, ракурс, не соблюдено расстояние между партами, а также от доски и окон. В новых школах первые ряды парт установлены всего в 60 сантиметрах от доски при норме в 1,4-1,5 метра. Представьте, каково детям сидеть практически под доской. Когда парты установлены близко к окну, сидящие за ними дети из-за бликов практически ничего не видят на доске. И таких для несведущего человека мелочей предостаточно.
- Уложились ли подрядные фирмы со строительством объектов в срок?
- Нет. Начав возведение объектов в апреле, подрядчики должны были уложиться к сентябрю, но так и не довели дело до конца. А так как официального открытия школ не было, то ученики начали учебу в недостроенных объектах. Известно, что поступали жалобы на холод в классах, некачественное строительство, маленькие аудитории, в которых большие группы учеников просто не помещались.
- Почему были допущены такие грубые нарушения?
- Во-первых, более 50 процентов строителей – это представители местного населения. Людям, которые привыкли работать только с цементом, шифером, саманом и кирпичом, было непривычно работать с новыми материалами и по новым технологиям. Подрядчики же ссылаются на то, что использование в строительстве местного населения дало возможность создания дополнительных рабочих мест и заработка для населения Нарынской области. Все это, конечно, так, однако, по моему мнению, пока проект опробуется в тестовом режиме, необходимо использовать высококвалифицированных специалистов. Во-вторых, как я уже говорил ранее, сказалась спешка и недостаточный контроль строительных фирм за качеством при возведении объектов.
- Сколько средств выделено на строительство школ в Кочкорском районе?
- В селе Ак-Жар потрачено 48,7 миллиона сомов. На школу в селе Семиз-Бель выделено 30,5 миллиона сомов, истрачено 31,8 миллиона сомов. Для возведения учебного заведения в селе Кара-Кунгей заложили 38,3 миллиона сомов, а потратили 40,6 миллиона сомов. На школу имени Ишеналы Арабаева в селе Кочкор выделено 72,8 миллиона сомов, из них истрачено 65,2 миллиона сомов. В общей сложности выделено 190,3 миллиона сомов, потрачено - 186,3 миллиона сомов.
- Кто будет нести ответственность за допущенные ошибки?
- Министерство образования и науки КР уже обратилось к правительству и руководству Госстроя с просьбой принять соответствующие меры. Подрядчики готовы за свой счет исправить допущенные ошибки. Предположительно с 1 марта в течение двух месяцев они начнут освобождать в каждой школе по одному блоку для проведения ремонта. Будут менять линолеум, половое покрытие в спортзалах, укреплять стены, полы, менять расходящиеся панели, обогреватели, тепла от которых зимой оказалось недостаточно.
- Есть ли надежда, что в этот раз ремонт пройдет без эксцессов?
- Хотелось бы надеяться, что подрядчики учтут свои ошибки и, наконец-то, достойно завершат начатые объекты. Ведь в них учатся наши дети. За них у меня каждый день болит душа. Я всякий раз думаю, почему же мы не умеем хорошо выполнять свои обязанности и делать все хорошо с первого раза…