01:11
USD 89.51
EUR 96.93
RUB 0.97
Общество

В ожидании заграничной семьи…

В 2007 году 54 кыргызских ребенка усыновлены иностранцами. Маленькие дети обрели новых родителей в Америке, Швеции, Израиле. Об этом ИА «24.kg» рассказал ведущий специалист Министерства образования и науки КР Алмазбек Абдуазизов.

 

Табихат – маленькая девочка с особенностями физического развития. В интернате, где ее фотография находилась несколько лет, ее называли «девочкой с перевернутым лицом». Брошенная родителями, в 2004 году она была удочерена американской гражданкой, работающей в Кыргызстане, и увезена в другую страну. Продав материнский дом, Лаура – так зовут американку - оплатила дорогостоящую пластическую операцию по восстановлению лица девочки. Сейчас Табихат живет в Америке, занимается балетом. Им хорошо вдвоем. Лаура собирается выпустить книгу под названием «Дочь кыргызских гор». Думаю, она посвящена Табихат.

 

Бек родился без ножек, мать от него отказалась. Из детского дома супружеская пара увезла мальчика в США. «На новой родине Беку сделали протезы, он играет в баскетбол, - говорит Алмазбек Абдуазизов. – В Кыргызстане вряд ли эти дети были бы усыновлены».

 

- Алмазбек Валитович, если в очереди на усыновление одного ребенка стоят кыргызстанец и иностранец, в чью пользу будет сделан выбор?

 

- Конечно, в пользу местного жителя. Вообще, порядок усыновления иностранными гражданами наших детей регулируется постановлением правительства КР от 22 февраля 2006 года. В документе говорится: «Усыновление детей иностранными гражданами допускается только в тех случаях, если не представляется возможным передать этих детей на воспитание в семьи граждан КР…».

 

- Что значит «не представляется возможным»?

 

- Мы всегда рады, если ребенка заберут граждане нашей страны. Но… Например, около 50 процентов усыновленных иностранцами в 2007 году детей были с врожденным сифилисом, 12 деток – с пороком сердца, остальные – с физическими аномалиями: сросшимися пальцами на ногах или руках… Таких детей наши граждане почти никогда не берут.

 

- Как вы узнаете о жизни детей, вывезенных за рубеж?

 

- Мы пристально следим за их судьбой, особенно в течение первых трех лет. Социальные службы стран, куда выехали дети, раз в полгода присылают нам отчеты, проиллюстрированные их фотографиями. В документах подробно отражены многие показатели, включая прибавку в весе и росте. Все архивы хранятся в специальном помещении. И вообще, следует отметить, что процесс усыновления ребенка иностранцами серьезный и длительный.

 

- Например?

 

- Прежде всего учитывается правовой статус ребенка. Например, если малыш содержится в приюте, но его мать или отец не лишены родительских прав, такой ребенок усыновлен не будет. Из-за дороговизны лечения иностранцы скрупулезно знакомятся со здоровьем будущего ребенка, после чего подтверждают согласие письменно. И если они берут дитя на воспитание, то уже не возвращают. О кыргызстанцах такое сказать трудно. Много раз детей возвращали назад - в приют. Это, конечно, ужасно: поиграли, словно с куклой, и бросили…

 

- Все так плохо?

 

- Ну нет, конечно. Сейчас, например, трудно усыновить ребенка сразу - желающих много, надо подождать. Но проблема в том, что хотят только здоровых и красивых детей.

 

- А как проверяются будущие родители?

 

- Тщательно. Процесс оформления документов долгий, особенно для иностранцев. Обязательно учитываются достаток семьи, наследственность, состояние здоровья всех ее членов. Лишь потом заполняется стандартная анкета и документы передаются в суд.

 

- А если вдруг у кровных родственников проснется чувство любви к своему чаду, можно повернуть дело назад?

 

- Если у ребенка есть хоть маленькая возможность жить в родной семье, мы счастливы. И даже если документы на усыновление уже в суде, еще не поздно повернуть дело вспять. Обиднее всего, что такое происходит крайне редко. От здоровых детей отказываются, а больные вообще никому не нужны.

 

- Как граждане других стран узнают о наших сиротах?

 

- Сам удивляюсь (пожимает плечами). Иностранцы подают сюда заявку. Заявок по сравнению, например, с Казахстаном не так много. Мы отвечаем на каждое письмо, рассказываем о требованиях к усыновителям, просим предоставить пакет документов. А лично познакомиться с ребенком будущие родители могут только здесь. Если честно, для меня это загадка. Думаю, дело в том, что в СНГ несколько упрощенный подход к данному процессу. Известно, что в Америке, например, биологическая мать может забрать даже 15–летнего усыновленного ребенка. Усыновление не носит окончательного характера. Поэтому для иностранцев надежнее брать детей в наших странах.

 

- Как вы считаете, нуждается ли усыновление в пиаре?

 

- Думаю, нет. Знаете, почему сегодня люди неохотно берут детей в семьи? Не из-за жестокости, нет. В первую очередь, из-за экономических трудностей.

Бизнес