«Обвинения против меня сфабрикованы», - заявил в интервью петербургской интернет-газете «Фонтанка.ру» бывший премьер-министр Кыргызстана Николай Танаев.
Напомним, Финансовая полиция КР завела на экс-главу правительства уголовное дело, обвинив его в незаконном наделении льготами компании «Центерра».
Николай Танаев считает, что соглашение, заключенное между правительством КР и компанией «Центерра» в 1995 году «было очень невыгодно республике». «Вроде бы, на первый взгляд, все было хорошо – 70 процентов акций совместного предприятия принадлежало нам, 30 – канадцам. На разработку этого месторождения был взят кредит на $460 миллионов у иностранных банков под определенные проценты. 70 процентов кредита выплачивалось из бюджета республики, 30 процентов платила канадская сторона. Правда, тогда цены на золото были очень низкими, и поэтому налоговые отчисления от этого предприятия практически не поступали в республиканский бюджет. Когда я пришел в правительство, передо мной стояла задача найти источники для пополнения государственной казны. Мы начали вести переговоры с канадским инвестором, стали разбираться, почему не осуществляются налоговые отчисления. При этом я стал настаивать на том, чтобы право управления проектом было передано киргизской стороне. Чтобы мы провели подсчет активов в недрах. Канадцы долго сопротивлялись, грозили, что устроят нам проблемы через Всемирный банк или через Международный валютный фонд», - рассказывает бывший премьер.
Как отмечает Николай Танаев, ситуация «доходила до смешного». «На свои канадские праздники они отправляли самолет к себе в страну за пирожками, и все эти расходы ложились на нас – 70 процентов мы платим за пирожки, а они - только 30. В вопросе зарплаты также была несправедливость. Наши граждане получали копейки, иностранцы – в десятки раз больше. Я настоял на пересмотре соглашения. Было принято соответствующее постановление правительства», - говорит Николай Танаев.
По его словам, «сейчас обвинение заявляет, что постановление правительства не прошло ратификацию парламента». «Однако у нас было заключение соответствующего парламентского комитета, что такой ратификации не требуется. Такое же заключение дали Верховный суд и Министерство юстиции», - отмечает бывший премьер-министр.
«В 2002 году компания «Кумтор оперейтинг компани» начала выплачивать налоги в бюджет. Сначала 600 миллионов сомов. В 2003-м в казну поступил 1 миллиард 59 миллионов сомов, кроме того, от продажи 13 процентов акций страна получила 5 миллионов канадских долларов. В 2004 году я заставил пересмотреть соглашение между Кыргызской Республикой и компанией «Камеко», - отмечает Николай Танаев.
«То, что сейчас финансовая полиция инкриминирует, что им дали финансовые поблажки, ничего подобного – этим постановлением мы их обязали выплачивать все налоги. Я не понимаю, почему нынешние власти республики вот так извращают факты. Вся моя деятельность на посту первого вице-премьера и премьер-министра республики была направлена на улучшение благосостояния народа, и непонятно, почему за это я должен нести уголовную ответственность», - заключил бывший глава правительства КР.