11:39
USD 86.80
EUR 91.85
RUB 0.85
Общество

Роскошь погребального обряда

Когда в дом приходит смерть, очень часто убитые горем родные не знают, с чего начать, к кому обратиться, а главное, во сколько обойдутся ритуальные услуги. Известно одно – похоронить человека в одиночку вряд ли возможно. Да и нужно ли? Здесь на выручку всегда спешат дружные родственники и… похоронные агентства. Последние уж точно знают, сколько стоит упокоить усопшего.

 

В столице Кыргызстана существуют четыре похоронных бюро: одно муниципальное и три частных. Похоронное агентство, в которое обратилась я, работает уже более 12 лет.

 

«Мы работаем круглосуточно. В какое время суток вы собираетесь приехать?» - спросил меня директор агентства Виктор Кустков. «Прямо сейчас», - ответила я.

 

О святом…

 

При встрече Виктор Дмитриевич, закурив сигарету, неожиданно серьезно сказал: «Я многое повидал в своей работе и могу сделать вывод: к сожалению, святое для человека не жизнь, а смерть. Пока он жив, он обделен вниманием, о нем часто забывают даже родные. Но если умирает, родственники находят и деньги, и теплые слова. Готовы в долги влезть, главное, устроить пышные похороны. Не могу привыкнуть к тому, что традиции, складывающиеся десятилетиями, сегодня приняли форму соревнования. Люди состязаются между собой, кто богаче проводит усопших в последний путь. Для одних похороны – это горе, для других – возможность показать свой достаток. Никогда не забуду, как в лихих 1990-х друзья умершего мужчины, который приехал в Бишкек на лечение и здесь умер, заказали гроб из Торонто (Канада) стоимостью $42 тысячи. Кроме того, не менее $12 тысяч потратили на аренду самолета. В городе не осталось цветов – четыре ЗИЛа были заполнены ими. Я, если честно, до сих пор в шоке…».

 

В это время в агентство приехала бригада молодых ребят. Улан Малдакунов, как позже выяснилось - ритуальный агент, поспешил подойти к нам. «Виктор Дмитриевич, все выполнено. Еду на следующий вызов. Умерла молодая женщина. Родственники нуждаются в помощи». Не ожидая от самой себя такой прыти, ведь приехала я о ценах расспросить, а не по похоронам ездить, спросила: «А можно мне с вами? Хочу побывать в вашей шкуре…».

 

Улан, молодой и энергичный мужчина, покосившись в мою сторону, сказал: «Молодец, не боишься. А вот я трудно привыкал. Пить даже пробовал. Но это не выход. У нас строго: запах почувствуют – за руль не пустят. А мы ведь дело с разными случаями имеем, с неопознанными телами тоже. Мы их постоянно в морг доставляли. Знаем все места проживания бомжей. Хотите, покажу парочку?». При этих словах Улан замолчал, задумался. «Ну вот и приехали, переулок Львовский», - сказал он.

 

Навстречу вышли несколько человек. Убитый горем по случаю смерти супруги мужчина спросил: «Вы не судмедэксперт? Мы его уже полдня ждем. Без него ведь никак свидетельство о смерти не сделаешь. Волокита сплошная. Посчитайте, сколько мы будем вам должны». Улан быстро перечислил расходы. Сумма колебалась в пределах 5 тысяч сомов. Меня же поразила цена за место на кладбище в Чон-Арыке – 2 тысячи 630 сомов. «А если нет денег?» - спросила я Улана, когда мы ехали на другой вызов. «Государство это не волнует. Знают, что родные или соседи все равно похоронят. А для бомжей есть специально отведенное место на кладбище - бесплатное. Их даже в гробы не кладут. В пакеты заворачивают. А на кресте, если имени не знают, указывают номер».

 

Гробы бывают расписные

 

От Улана узнала, что цены на «жилплощадь» покойного варьируются. Можно купить самый дешевый деревянный гроб без обивки по цене 1 тысяча 500 сомов. Гроб деревянный стоит 4 тысячи 170 сомов, деревянный специальный - уже 4 тысячи 600 сомов. Элитный, полированный, с множеством ручек для транспортировки стоит от 22 тысяч 275 сомов. Ну а гробы элит-класса – и крышка откидная, и шелком внутри обит – в среднем от 70 тысяч сомов. Такие «деревянные макинтоши» особой популярностью пользуются у кыргызов и на складе не задерживаются.

 

Похороны разоряют кыргызстанцев

 

А еще у кыргызстанцев-мусульман особой популярностью пользуются юрты. Хочешь юрту на сутки – плати 2 тысячи 160 сомов. Плюс установка, демонтаж, транспортировка… За сутки выходит около 4 тысяч сомов. «Такие похороны могут пустить семью по миру!» - удивляюсь я. «Ты русская, да еще и не местная, тебе трудно понять. У нас есть традиция взаимопомощи. Обычно расходы распределяются между всеми родственниками, а семьи в Кыргызстане традиционно многочисленные. Кроме того, в селах каждая семья собирает на похороны односельчанина по 100-150 сомов и отдает родственникам. В среднем на проводы в последний путь кыргызстанцы тратят $2-10 тысяч», - говорит Улан.

 

Спустя несколько минут мы оказались в «Асанбае». Хоронили мужчину исламского вероисповедания. «Кыргызы услугами ритуальных агентств пользуются редко. Они любят делать все самостоятельно. Но если заказывают – то уже все услуги до последней», - ввел меня в курс дела Улан. И это не удивительно. Квартира умершего была полна людей - родственников и друзей. Все что-то говорили, предлагая свою помощь. Заказали юрту на три дня и… полный перечень услуг, предоставляемых фирмой. Расходы сразу выросли в 2-3 раза. И это не считая трат на поминки, которые проводятся на 1-й, 3-й, 7-й, 40-й дни и через год!

 

Соседи привыкли…

 

Женщина, живущая этажом ниже, сообщила мне, что юрту будут устанавливать прямо во дворе. «Вам не жутко, что под вашими окнами находится покойник?» - спросила я. Увидев ее удивление, я устыдилась своего глупого вопроса. Она подтвердила: «Как может быть страшно? Живых надо бояться, а не мертвых. Да и привыкла уже. Я русская. У православных все проходит скромнее. Но мне нравятся обычаи кыргызов. А именно их сплоченность. Конечно, плохо, когда люди влезают в крупные долги ради соблюдения традиций, а некоторые даже продают свое жилье, чтобы исполнить обряды. Но если пышные похороны по карману – почему бы и не провести близкого на тот свет достойно?»

 

Итог

 

Мой рабочий день близился к концу. Я почувствовала, что очень устала. Стало жалко Улана: сколько у него еще заказов впереди и встреч с убитыми горем родственниками! «Ну что, нашла ответы на свои вопросы или завтра опять поедешь со мной?» - смеясь, спросил Улан. В другой поездке я не нуждалась. Да и подсчетами передумала заниматься. Дешево или дорого стоит погребальный обряд – пусть решают те, кто отдает последнюю дань усопшему. Но, думаю, недаром старики откладывают деньги задолго до смерти.

 

Уже дома я вспомнила последние слова Улана: «Всех нас объединяют две главные даты в жизни – рождение и смерть. Похоронят всех. Правда, по-разному. Поэтому лучше на тот свет не торопиться».

Бизнес