В Кыргызстане уже несколько лет продолжается реформа МВД. О ней ходит множество слухов. Ей же посвящен ряд проектов, финансируемых международными донорскими организациями. А есть ли результат? Об этом ИА «24.kg» рассказывает начальник центра реформирования МВД, полковник милиции, кандидат исторических наук Александр Зеличенко.
«Сразу отмечу: если говорить о реформе, имея в виду не только структурные преобразования, то ее нельзя «начать» и «закончить» в строго отведенные временные рамки, - отмечает он. - Общественно-политическая ситуация, оперативная обстановка порой меняются столь быстро, что за ними не успевает даже ведомство. Что уж тут говорить о «реформе в умах» сотрудников?»
Структурные преобразования
Условно процесс реформирования органов внутренних дел берет отсчет с апреля 2002 года, когда президент образовал солидную госкомиссию из представителей своей администрации, правительства, правоохранительных органов, депутатов. На первом этапе были предприняты системные преобразования: в ведение Министерства юстиции передано Главное управление исполнения наказаний, в МЧС – Государственная противопожарная служба. С укреплением Финполиции и налоговых служб изменились и функции правопреемника БХСС - Главного управления по борьбе с экономическими преступлениями и коррупцией МВД, преобразованного в Главк по борьбе с должностными преступлениями.
Чтобы исключить дублирование, упразднены подразделения служб Центрального аппарата в южном регионе. Штат передан для укрепления территориальных УВД. Для пресечения нелегальной миграции в МВД создано 9-е управление, реформированы Главное управление уголовного розыска, финансово-хозяйственное управление, служба по борьбе с наркобизнесом.
Для поднятия роли науки, исследования проблем развития МВД, обобщения и внедрения прогрессивных методов борьбы с преступностью еще в марте 2002-го создан научно-исследовательский центр МВД, преобразованный через четыре года в центр реформирования.
Ответом на вызовы дня, складывающуюся оперативную обстановку и общественно-политическую ситуацию явилось создание в 2006 году Главка по борьбе с оргпреступностью и департамента паспортно-визового контроля.
На этих структурных изменениях, возможно, реформа «успешно» завершилась бы. Но социально-экономические, политические и иные преобразования в обществе подвигли органы пересмотреть приоритеты. Теперь их усилия в большей мере направлены на охрану и защиту прав и свобод человека и гражданина. Новелла нашла отражение в подписанной президентом Концепции реформирования органов внутренних дел Кыргызской Республики до 2010 года.
Милицейские приоритеты
В соответствии с ней главными целями реформирования системы является приведение ее в состояние, позволяющее обеспечить надежную защиту граждан и их прав, личности, собственности, интересов общества и государства от преступных посягательств, формирование в общественном сознании совершенно нового социального облика, имиджа сотрудника милиции. Приоритет отдается повышению их профессионализма, обучению передовому опыту с использованием новейших достижений науки и практики, в том числе в области соблюдения прав человека; техническому перевооружению; определению важнейших направлений в деятельности ОВД, осуществлению структурных изменений, адекватно отвечающих вызовам сегодняшнего дня; совершенствованию нормативно-законодательной базы.
Начав преобразования, мы обратились к авторитетнейшим международным организациям. К счастью, те не остались в стороне. Так, Организация по безопасности и сотрудничеству в Европе (ОБСЕ) в республике успешно реализует 8 проектов. В том числе - «Улучшение качества расследования преступлений», «Укрепление возможностей ОВД по пресечению наркотрафика», «Создание современного и эффективного центра службы «102», «Создание системы анализа оперативной информации», «Радиосвязь для уголовного розыска», «Укрепление возможностей органов внутренних дел в предотвращении конфликтов и мирного урегулирования общественных беспорядков», «Квартальная милиция» и «Укрепление Академии МВД».
В общей сложности по программе ОБСЕ в 2003-2007 годах, в том числе с приглашением международных экспертов и за рубежом, обучено более 3 тысяч сотрудников. Получено 88 автомашин, 198 комплектов компьютерного оборудования, свыше 1 тысячи радиостанций, а также оргтехника и современная офисная мебель. Отремонтированы здания некоторых РОВД и изоляторы временного содержания, издается журнал.
Имея в виду число обученных и высокое качество учебного процесса, закон диалектики о переходе количества в качество пусть пока и медленно, но уже подтверждается практикой. Улучшается качество расследования. В том числе и с использованием высоких технологий. Примером может служить автоматизированная дактилоскопическая идентификационная сеть «Сонда», включившаяся в раскрытие преступлений в третьем квартале 2007 года. С ее помощью уже установлены виновные в трех грабежах, 34 кражах, совершенного десятилетие тому назад разбоя, установлены личности девяти неопознанных трупов.
В рамках проекта по пресечению наркотрафика на юге и в столице созданы и прекрасно экипированы 10 мобильных групп. Кроме транспорта их обеспечили мини-компьютерами, экспресс-анализаторами, фиброскопами для обнаружения наркотиков в бензобаках. На КПП «Сосновка» установили передвижной модуль, оборудованный для наркодосмотров. Закупили 10 собак, обучили их и кинологов за рубежом. В результате в 2007 году количество изъятых наркотических средств увеличилось на 46,2 процента.
Компьютерный полицейский
Проект «Создание современного и эффективного центра службы «102», кроме прочего, позволил значительно сократить время выезда на место происшествия. Все поступившие звонки вносятся в базу данных, что исключает укрытие преступлений. К сожалению, из-за ряда промахов управленческого характера до сих пор остается низким коэффициент полезного действия принципиально нового, базирующегося на последних научных разработках подразделения оперативного анализа.
Главное направление новой структуры - компьютерный поиск, выстраивание в логическую цепочку и анализ разрозненных фактов, мельчайших деталей, относящихся к преступникам и преступлению, обобщение и выдача рекомендаций для дальнейших оперативно-разыскных мероприятий. МВД намерено принять все меры к повышению КПД отдела.
Для обучения предотвращению конфликтов на базе Академии МВД создан и обеспечен всеми необходимыми техническими средствами специальный учебный центр. Обученные и оснащенные, наши спецназ и СОБР доказали, что могут работать не хуже западных коллег. При поддержке остального личного состава они пресекли попытку проникновения группы лиц в здание правительства в июне 2005-го, предотвратили погромы и хаос в апреле 2007-го, блюли порядок при проведении саммита Шанхайской организации сотрудничества. Высокопрофессиональные действия милиции отмечены руководством республики, международными организациями.
Как отмечалось, главный упор в профилактике и раскрытии преступлений сделан теперь на взаимодействие с общественностью. Для этого в рамках проекта по внедрению принципов квартальной милиции с учетом мировой практики, помноженной на местные опыт и реалии, радикально меняется работа участковых инспекторов. Сегодня проект идет во всех четырех столичных райотделах, городах Кара-Суу, Кызыл-Кие и Караколе.
Имидж – ничто?!
Не сразу и не вдруг, проект тем не менее предполагает изменение самой философии и практики взаимоотношений солдат правопорядка и общества, подразумевая партнерство и открытость органов. Для этого уже сегодня делается не мало. Чего стоят, например, одни только проводящиеся под девизом «Кыргызская милиция с вами и для вас» дни открытых дверей. Теория поддерживается и укреплением материальной базы, введением учебного курса в академии, участием экспертов-международников из Канады, Литвы, Англии, Эстонии.
Результаты опять-таки не преминули сказаться. Количество зарегистрированных преступлений в активно сотрудничающей с проектом Кызыл-Кие сократилось на 28,7 процента, в Караколе - с 925 до 835. Аналогичные тенденции наблюдаются и в других поддержавших начинание регионах.
Учитывая, что главной кузницей кадров сегодня является республиканская Академия МВД, ей уделяется повышенное внимание. Здесь работают несколько центров: профессиональной подготовки и по правам человека и общественному надзору за деятельностью органов внутренних дел; по работе с несовершеннолетними и криминалистический; по связям с населением и ситуационному обучению на базе Первомайского РОВД. В 2006 году сконструирована учебно-тренировочная полоса препятствий, а криминалистический полигон является одним из лучших на постсоветском пространстве.
Кроме перечисленных долгосрочных нами реализуются и оперативные проекты. Например, «Борьба с организованной преступностью». В его рамках представлено современное компьютерное оборудование с программным обеспечением на сумму свыше 2 миллионов сомов. Совместным решением МВД и ОБСЕ борьба с оргпреступностью объявлена приоритетным направлением в работе на 2008 год.
«Голубые каски» кыргызских силовиков
Реформирование сопровождается совершенствованием нормативно-правовой базы. Рабочей группой МВД завершен проект нового закона «Об органах внутренних дел Кыргызской Республики». В нем конкретизированы их задачи, формы и методы деятельности, особо обозначены права граждан. Серьезное внимание уделено социальным гарантиям сотрудников, их пенсионному обеспечению.
Кыргызстан, как полноправный член ООН, ОБСЕ, согласно своим международным обязательствам, принимает активное участие в миротворческих миссиях. Военнослужащие, представители МВД и ГКНБ КР с 1990-х годов участвуют в миротворческих миссиях в Республике Сьерра-Леоне, на Балканах, в Либерии, Судане. Нами подготовлен законопроект, определивший правовой статус их участников.
При непосредственном участии международных специалистов на основе лучших мировых аналогов, но в то же время с привязкой к местности МВД разработан и направлен в Жогорку Кенеш законопроект «О борьбе с организованной преступностью». Его скорейшее принятие теперь зависит от оперативности депутатов.
Реформирование – процесс необратимый. В этом году нам предстоит не только продолжить начатое, но и завершить Программу защиты свидетелей, создать принципиально новую службу внутренних расследований, ввести институт дознавателей и хотя бы в крупных городских РОВД - психологов. Также предполагается подготовить базу для создания криминальной и милиции общественной безопасности.
С учетом грядущей административно-территориальной реформы продумывается возможность создания префектур. С участием НПО запускаем несколько проектов по конфликтологии, соблюдению прав человека. Укрепляем доверие к органам, меняем к лучшему милицейский имидж.
Количество и качество
Как видно, многое сделано, еще больше предстоит свершить. Однако рассчитывать на сиюминутные результаты не приходится. Количество переходит в качество не сразу и не вдруг. Кроме того, и международный, и наш собственный опыт доказывают, что вычленить и реформировать отдельно взятый, пусть даже важнейший государственный институт, каким являются органы внутренних дел, попросту невозможно. Реформироваться, как минимум, должна вся правоохранительная система одновременно. Такой подход поддержан. В администрации президента готова новая, разработанная с нашим участием концепция преобразований судебной власти и силовиков.
Мы вновь в творческом поиске…