03:18
USD 86.80
EUR 91.36
RUB 0.81
Общество

Для борьбы со взяточничеством и мздоимством в Кыргызстане предлагается создать очередное агентство

Для борьбы со взяточничеством и мздоимством в Кыргызстане предлагается создать очередное агентство. На этот раз - по борьбе с экономическими преступлениями и коррупцией.


Данное новшество, по данным наших источников, предлагает один из фискальных органов республики, призванный бороться с беловоротничковой преступностью. Предполагается, что вновь образованное агентство объединит в себе соответствующие структуры Министерства внутренних дел, Государственного комитета национальной безопасности, таможни и Финансовой полиции. Ему планируется придать статус правоохранительного органа.


Одновременно должны быть упразднены подразделения по борьбе с коррупцией в других органах государственного управления. А новому ведомству переданы исполнительно-распорядительные функции, штатные единицы, материальные ценности и открыто соответствующее бюджетное финансирование.


Авторы подобного предложения, иными словами, предлагают создать монополиста по борьбе с коррупцией, обладающего исключительными правами в этой сфере. Однако возникают вопросы: во сколько обойдется государству новая структура, как быстро она заработает и, главное, не появится ли очередное всесильное ведомство, которому никто не указ? Скорее всего, будет нарушена система сдержек и противовесов. Может, стоит приложить все силы на улучшение уже существующих структур? 


В 2008 году доходы и расходы государственного бюджета республики впервые в ее истории превысят $1 миллиард (47 миллиардов сомов). По официальным данным, рост валового внутреннего продукта страны в 2007 году составил почти 9 процентов. Успехи руководства Кыргызстана отмечают и представители международных финансовых институтов и стран-доноров. По словам президента КР, план поступлений в бюджет страны перевыполнен на 2,5 миллиарда сомов.


Само собой, резкий скачок сбора средств вызван комплексом мероприятий: снижением размера ставок налоговых отчислений,  упрощением получения разрешений, увеличением объема инвестиций в экономику страны и хорошей работой правоохранительных органов, призванных бороться с экономическими и должностными преступлениями.


Последний аспект весьма показателен. Инвесторы не пойдут туда, где нет четких гарантий защиты от произвола чиновников. Борьбой с беловоротничковой преступностью занимаются в Кыргызстане несколько структур – органы внутренних дел, прокуратура, Государственный комитет национальной безопасности, Финансовая полиция и Государственный таможенный комитет. Совместными усилиями они в 2007 году, по данным Единого информационного центра, опубликованным в СМИ, выявили 2 тысячи 916 экономических преступлений и случаев правонарушений, совершенных должностными лицами.


Если разделить полученные данные по ведомствам, то получается, что лидерами в поимке мздоимцев и взяткодателей стали подразделения по борьбе с должностными преступлениями Министерства внутренних дел. Его сотрудники выявили 90 процентов подобных случаев, на счету СФП и ГКНБ по 4,7 и 4,3 процента соответственно. У остальных ведомств в этой графе полный ноль!


Милиционеры, как бы их ни ругали, и надо признать, порой заслуженно, тем не менее увеличили показатели возмещенного государству ущерба в 2007 году в 2,5 раза – с 76,7 миллиона сомов в 2006 году до 193,51 миллиона в 2007-м. Таких результатов ни у кого больше нет!


Более трети выявленных ими преступлений относятся к категории коррупционных (взяточничество, злоупотребление должностным положением, служебный подлог). В общереспубликанской статистике милиция дает по этому виду зарегистрированных преступлений те же 90 процентов. По ним привлечено к уголовной ответственности 711 человек, из которых 367 должностных лиц, в том числе 287 государственных служащих.


Эффективность работы структур БДП МВД становится особенно заметной, если сравнить размеры штатов его подразделений - 247 единиц, к примеру, с Финполицией, коих 320 человек.


К тому же подразделения БДП органов внутренних дел располагают большим опытом борьбы с преступными проявлениями в социально-экономической сфере, наработанным более чем за 70 лет со дня их создания. Они полномочны привлекать милицейские силы для проведения крупномасштабных мероприятий по линии БДП и необходимой информационно-технической базой данных.


Кроме того, подразделения БДП существуют не только в республиканском масштабе, но и в каждой области и районе, куда имеют возможность обратиться с жалобами и заявлениями на неправомерные действия должностных лиц граждане самых отдаленных регионов республики. Все это позволяет совместно со следственными подразделениями проводить эффективную работу по борьбе с коррупцией.


К тому же при создании нового ведомства сразу потребуются крупные финансовые вливания и другие виды ресурсов. В частности, размещение сотрудников агентства, предоставление и обустройство служебных помещений во всех районах и областях с выделением специальных мест для содержания задержанных. Все это потребует дополнительных бюджетных средств. Не следует забывать, что в 2009-2010 годах Кыргызстану предстоит произвести максимальные выплаты по своему внешнему долгу. А упразднение действующих структур приведет к ослаблению, а не к усилению борьбы с коррупцией.


В беседах сотрудники МВД, ГКНБ признают, что появление такого органа можно сравнить с рождением на свет «монстра в погонах», обладающего исключительными правами. «Сами подумайте, они заберут все наши права и полномочия, в них еще вложат многие миллионы, под них начнут переделывать законодательство – сколько уйдет на это времени и средств? Тут даже нет речи про борьбу ведомств друг с другом, просто нарушается вся система сдержек и противовесов. На нас можно всегда пожаловаться в прокуратуру, службу собственной безопасности, обратиться в суд, а с этими как бороться простому человеку? Тем более, как говорил товарищ Сталин, кадры решают все! Рано или поздно у сотрудников появятся соблазны воспользоваться своими полномочиями, и их мало кто сможет остановить. Естественно, мы поддерживаем программу президента КР Курманбека Бакиева по усилению борьбы с коррупцией. Если он решит создать это агентство, то лучше будет, если мы станем бороться сообща с этим видом криминальной деятельности, создавать конкуренцию друг другу», - делится своими соображениями один из старейших оперативных работников.


Основываясь на своем многолетнем опыте, он считает, что коррупционные преступления нельзя рассматривать в отрыве от всей преступности в целом, поскольку в основе всех заказных убийств лежат материальные интересы определенных лиц. Организованная преступность своей целью ставит извлечение максимально высоких прибылей, а международный терроризм и религиозный экстремизм не могли бы существовать без мощной экономической подпитки на основе легализации доходов, полученных в результате различной преступной деятельности, борьбу с которыми непосредственно осуществляет МВД.


«Предлагаю сэкономить государственные средства и упростить многие вещи. На месте депутатов поддержал бы наши предложения по внесению изменений в Уголовно-процессуальный и Уголовный кодексы республики. В частности, для того, чтобы не страдали простые люди, сталкивающиеся с бытовой коррупцией почти каждый день, расширил перечень должностей, подпадающих под это определение. К примеру, в случае задержания с поличным взяточником будет считаться любой, кто получает заработную плату из казны государства. То есть врачи, преподаватели школ и вузов, контролеры всех мастей, архитекторы и пожарные - все подпадают под эту категорию. И взялся бы за судебную реформу. Сколько мы ни ловим взяточников, суды к ним проявляют лояльность, а люди почему-то перестают верить в первую очередь милиции», - подвел ветеран правоохранительных органов итог нашей беседы.

Бизнес