История маленького Жаныбека для нашего государства, к сожалению, банальна. Его бабушка больна эпилепсией, мать вышла замуж и бросила семью, старший брат решил, что не сможет растить 11-летнего мальчика, и просто отказался от него, передоверив государству.
В Министерстве труда и социального развития с инвалидом II группы Абдыкадыр уулу Жаныбеком столкнулись в ноябре 2007 года. Не зная, куда его определить, решили на некоторое время пристроить в дом для престарелых Первомайского района, в котором он проживает по сей день.
Представьте себе состояние ребенка, постоянно находящегося в окружении престарелых людей. Ведь несмотря на то, что у него парализованы ноги и он ходит на костылях, это очень живой, веселый и смышленый мальчик.
Ребенку хочется играть, развлекаться, быть в детском коллективе и просто учиться, наконец, а пожилые люди предпочитают тишину и спокойствие. Это несоответствие жизненного уклада не может не сказаться отрицательно на развитии мальчика. Может, именно поэтому Жаныбек часто спрашивает у воспитателей, когда же его переведут «туда, где много детей».
Интересуясь дальнейшей судьбой мальчика, мы позвонили в отдел гуманитарный помощи Министерства труда и социального развития, где нам ответили, что Жаныбека решено перевести в Нижне-Серафимовский дом для престарелых, где проживают несколько таких же детей-инвалидов.
Но решатся ли при этом проблемы ребенка, вот в чем вопрос. По мнению психологов, человек, попадающий из семьи в среду изначально брошенных детей, просто может потерять социальную ориентацию, что обязательно отразится на его дальнейшей судьбе.
На наш вопрос, неужели нет в городе детских центров социальной адаптации и реабилитации, в которые можно было бы его перевести, сотрудники произнесли столь же банальное «увы, нет».
Есть, конечно, городской реабилитационный центр, где организовано интернатное обучение и проживание таких детей, но их необходимо забирать по выходным дням. Получается, что никому не нужным детям, таким как Жаныбек, данный центр мало чем может помочь.
Вот и получается, что многочисленные комиссии различных министерств и ведомств, уполномоченных решить судьбы брошенных детей-инвалидов, не в состоянии разрешить конкретную ситуацию.
Жаныбек скоро окажется в Нижне-Серафимовском доме для престарелых, где никто не занимается вопросами обучения и социальной адаптации детей. Они не учатся, не приобретают профессию и никогда не смогут стать полноценными членами общества. Им остается только одно - медленно умирать…