Специально для ИА «24.kg» несколько человек ответили на вопрос, какую страну им напоминает современный Кыргызстан. Если собрать их мнения воедино, то получается, что наша республика - это некая японизированная Германия, возникшая на постсоветском пространстве с ни на кого не похожей историей. Надеемся, что читатели все же сумеют разобраться, в какой стране они живут.
В роли увлекающихся аналитиков-компаративистов выступили:
Марс Сариев, политолог:
- Несколько месяцев назад я сравнил Кыргызстан с Европой в эпоху феодальной раздробленности. Сейчас я не могу привести четких аналогов. Страна находится на распутье. При этом наблюдается явная тенденция к авторитаризму.
Мар Байджиев, писатель:
- Аналогии напрашиваются сами собой. Это современные Грузия, Таджикистан и Украина. Вся хохма в том, что сейчас мало кто из политиков заботится о народе, а все лезут во власть. Но парламент у нас выбран по партийным спискам, и, может быть, все станет лучше.
Топчубек Тургуналиев, лидер партии «Эркиндик»:
- Кыргызстан не похож ни на одну известную мне страну. Но наши политики часто копируют российские или казахские образцы.
Кубатбек Байболов, депутат 3-го созыва Жогорку Кенеша:
- Кыргызстан сейчас напоминает Германию 30-х годов XX века, когда там устанавливалась диктатура. И мы идем к этому. Государственная машина продавливает все демократические начинания, но эксперимент извне по установлению диктатуры имеет шанс быть провальным. Власти понимают, что основной оппозиционной силой становится народ.
Базарбай Мамбетов, председатель Ассоциации нефтетрейдеров Кыргызстана:
- Сейчас практически невозможно подобрать аналоги современному Кыргызстану. Такой истории нет ни у одной страны. Республика переживает все «прелести» неудачных реформ прошлого. На трескотню политиков уходит очень много времени и сил. Мы поддаемся этим тенденциям, погружаемся в суету и поэтому теряем возможность взаимодействовать с миром.
Политики два года дружно нападают на власти. Но принятие за короткое время трех Конституций и досрочные парламентские выборы не успокоили общество.
Эрнст Абдыжапаров, кинорежиссер:
- Мне кажется, что Кыргызстан сейчас похож на Японию после Второй мировой войны. Во-первых, потому что кыргызы сохранили свои культурные традиции, и, во-вторых, – мы сейчас активно, как и японцы в свое время, вторгаемся в мировое пространство.
Нурбек Элебаев, председатель совета директоров Кыргызской фондовой биржи:
- Все страны бывшего СССР в какой-то степени схожи. Всем пришлось искать пути перехода от социализма к капитализму. Несколько иное положение у стран Балтии. Они всегда одной ногой стояли в капитализме.
В экономическом отношении Кыргызстан больше всего похож на Таджикистан. Мы не имеем таких мощных ресурсов, как наши соседи. Но у нас есть главное богатство – вода. Кыргызстан – та страна, которая имеет перспективы при грамотном управлении этим ресурсом.
Единственное, что омрачает ситуацию: мы не смогли до сих пор найти самостоятельный путь развития. Мы пытаемся копировать чужие модели. Насколько это оправданно, рассудит история, но мне кажется, это не наш путь развития. Сейчас в России и Казахстане экономика развивается с мощным государственным участием. Может быть, для них такой путь и логичен. Но я не думаю, что мы должны это безоговорочно принимать.
Кулубек Боконбаев, член-корреспондент Национальной академии наук:
- Кыргызстан похож только на себя. Каким он был, таким и остался. Кыргызстан - он и есть Кыргызстан.