12:20
USD 87.45
EUR 98.46
RUB 1.09
Общество

Детский вопрос. Кто на него ответит?

В Кыргызстане о достижениях принято говорить как бы в перспективе. Скоро мы заживем лучше, скоро улучшим образование, науку, культуру. Все будет, но позже. А сейчас мы только к этому стремимся, боремся, так сказать. Но при этом забываем, что будущие успехи определяются днем сегодняшним.

 

Как известно, развитие страны мировое сообщество оценивает, в первую очередь, по ее социальному и культурному развитию, по тем возможностям, которые есть у подрастающего поколения. Чем же в этом отношении может гордиться Кыргызстан?

 

Этот вопрос «всплыл» неспроста. 20 ноября 1989 года Генеральная Ассамблея ООН приняла Конвенцию о правах ребенка. К этой дате в Кыргызстане приурочена выставка–ярмарка. Мероприятие проводится в рамках кампании «Поможем детям построить будущее!», в ходе которой будут обсуждены актуальные проблемы защиты прав детей.

 

Интересно, что же в Кыргызстане делается для развития детей?

 

Государство, пытаясь приспособиться к нелегким рыночным отношениям, как и прежде, далеко не первое место уделяет культурному развитию страны и финансирует этот сектор по остаточному принципу. Что касается развития детей, то большая часть из них предоставлена самим себе, проводя свободное время во дворах, на улицах. А праздное времяпрепровождение ни к чему хорошему, как известно, не приводит. Здесь и кроются истоки асоциального поведения: злоупотребление алкоголем, курение, игромания, хулиганство. В итоге все это порождает преступность.

 

По данным управления культуры столицы, в Бишкеке работают всего три дома культуры: «Жаштык», «Диалог» и «Чон-Арык». Если брать в расчет их географическое положение, то два последних находятся на окраинах города, что, соответственно, создает неудобства: охват аудитории в двух последних домах культуры получается невелик. В густонаселенном микрорайоне столицы остается лишь «Жаштык».

 

Но и тут не все гладко. Часть здания мэрия своим постановлением отдала ЗАГСу Октябрьского района, поэтому педагогам пришлось распустить многие детские студии и коллективы. Приходится признать, что на подрастающем поколении наше государство экономить привыкло.

 

Возмущенные родители по сей день забрасывают СМИ и соответствующие госучреждения письмами, в которых сквозит негодование по этому поводу, но реакции пока никакой. Их жалобы понятны: если раньше дети бежали в дом культуры, то сейчас вынуждены просто слоняться без дела. Тем более что занятия и уроки в центре молодежного развития проводились бесплатно. Дети лишь приобретали необходимый инвентарь и костюмы.

 

Тем же, кто продолжает посещать кружки несмотря ни на что, приходится заниматься в комнатах, рядом с которыми идет ремонт здания Октябрьского ЗАГСа. Сами понимаете – пыль, грязь, шум…

 

А как обстоит дело с учреждениями культуры в других районах столицы? С этим вопросом мы обратились в профильные госучреждения. Оказалось, что в Первомайском районе работают центр детского творчества и Национальный центр «Сейтек» при Министерстве культуры и информации.

 

Октябрьский район располагает центром детского творчества «Шайыр», детской школой искусств. К Свердловскому району относятся центр детского творчества «Балажан», республиканский центр экологии и детско-юношеского туризма. В Ленинском районе - центр детского творчества, станция юных техников, дворовой клуб «Ырыс». Негусто!

 

Чтобы собрать вышеперечисленные данные, нам пришлось столкнуться с немалыми бюрократическими препонами. Многие соответствующие органы культуры не могли ответить на такой, казалось бы, простой вопрос, сколько детских учреждений культуры имеется в столице Кыргызстана. Одни чиновники просто-напросто отмахивались, вторые перекладывали на другие плечи столь «серьезный» вопрос, третьи – честно признавались, что такой информацией не владеют, а четвертые ссылались на то, что не имеют права давать такую «секретную» информацию.

 

Управление культуры города Бишкека, дав небольшой комментарий, сослалось на Министерство культуры и информации. Но и там на наш конкретный вопрос никто не дал вразумительного ответа. Каждый по привычке пытался перенаправить вопрос какому-нибудь другому чиновнику.

 

Спрашивается, зачем тогда работают подобные отделы и управления, работники которых не владеют компетентной информацией? С районными госадминистрациями ситуация не лучше. По крайней мере, с культурой там тоже не очень дружат.

 

По словам директора департамента по защите детей при Госагентстве по физической культуре и спорту, делам молодежи и защите детей при правительстве КР Толкун Бекбулатовой, недостаточность детских образовательных, культурных заведений – серьезная проблема для Кыргызстана. «Я сама мать, и меня не может не беспокоить развитие наших детей. Недавно хотела записать ребенка в какой-нибудь кружок. Пошли в Кукольный театр, который находится в здании бывшего Дворца пионеров, впечатление удручающее. Во-первых, очень холодно и сыро. Во-вторых, горы мусора во дворе и его окрестностях. Кругом ощущение некой бесхозности», - добавила Толкун Бекбулатова.

 

По ее мнению, необходимо провести поэтапную реорганизацию культурных учреждений, часть из которых существует просто формально. В ближайшем будущем планируется создать отделы поддержки семьи и детей, что поможет совершенствовать развитие социальных, в том числе культурных услуг для детей и провести социальную коррекцию.

 

«Такое положение в столице. О детях же, живущих в сельской местности, и говорить не приходится. Не работают дома культуры, в заброшенном состоянии находятся местные клубы», - сетует Толкун Бекбулатова.  

 

Для полноценного и гармоничного развития детей, привития им нравственных и эстетических качеств государству необходимо возобновить строительство детских дошкольных учреждений культуры, технических и эстетических клубов, спортивных комплексов.

 

Из пятимиллионного населения Кыргызстана 46 процентов составляют дети. По скромным подсчетам, их 2 миллиона 230 тысяч. По статистике, Кыргызстан входит в число самых молодых государств мира по возрастному показателю. На первый взгляд это обнадеживает, но если мы сейчас не будем уделять культурному развитию детей достаточного внимания, в будущем это обязательно отразится на их развитии. И тогда данный показатель уже будет не радовать, а удручать.

 

Выводы сделайте сами.

Бизнес