Власти столицы Кыргызстана намерены разгрузить дороги Бишкека за счет южнокорейских автобусов. Этот вопрос сегодня обсуждался в столичном местном самоуправлении на рабочей встрече под председательством мэра Арстанбека Ногоева с участием депутатов Бишкекского горкенеша, представителей Департамента транспорта и бизнесменов.
На заседании презентован проект создания совместного предприятия, одна часть которого принадлежала бы крупной компании из Южной Кореи, а вторая - госструктуре, которую выберет мэрия столицы либо городской кенеш депутатов. Согласно договору, зарубежная фирма, занимающаяся разработкой газовых месторождений, обязуется поставить в Бишкек 300 новых автобусов большой вместимости, работающих на сжиженном «голубом топливе». Взамен по истечению определенного срока, возможно, этой южнокорейской компании предложат разработку месторождений в КР.
Предполагается, что новые автобусы будут обслуживать центральные маршруты города. А «бусики» муниципалитет намерен отодвинуть на окраины города. Причем рассматривается, что в автобусах цена проезда составит 10 сомов, в троллейбусах и маршрутных такси – 5 сомов, но с условием, что владельцы обновят парк «бусиков». Кстати, льготный проезд для особых категорий граждан сохранится лишь в троллейбусах.
Как отметили инициаторы проекта, подобная система, где населению предлагаются различные виды транспорта разного класса, решит проблему загруженности городских трасс, загрязнения экологии и организацию пассажирских перевозок.
Однако депутаты горкенеша задались вопросом о том, как защитить уязвимые слои населения. В ходе обсуждений предложено снизить количество существующих 27 категорий льготников в несколько раз. А также предусмотреть для представителей малоимущих слоев населения систему проездных билетов. Причем сказано, что карточки можно сделать с заложенной на них определенной суммой, которая уменьшалась бы с каждой поездкой, и делалось бы это с помощью специальных считывающих устройств, установленных в транспорте.
Что же касается водителей пассажирских бусов, которые будут сняты с центральных маршрутов, то было заявлено, что всем им будет предложена работа на новых автобусах, а таковых специалистов потребуется 600 человек.
В заключение депутаты горкенеша попросили Департамент транспорта Бишкека предоставить им на следующей неделе программу оптимизации пассажирских перевозок в городе, с тем, чтобы уже 27 июня ее можно было обсудить на очередной сессии Бишкекского кенеша. А на конец июня 2007 года запланирована поездка кыргызстанских чиновников в Южную Корею, чтобы на месте ознакомиться с условиями фирмы и составить предварительный протокол намерений, так как столичный муниципалитет намерен уже до начала саммита ШОС завести в город первую партию новых автобусов.