01:00
USD 89.51
EUR 96.93
RUB 0.97
Общество

Екатерина Сахваева: Особой необходимости в законе о ледниках пока мы не увидели

«Особой необходимости в законе о ледниках пока мы не увидели», - сообщила сегодня журналистам начальник Информационно-аналитического центра, член согласительной группы Екатерина Сахваева.

Напомним, что глава государства Алмазбек Атамбаев наложил вето на Закон «О ледниках», принятый парламентом, и рекомендовал создать согласительную комиссию. Президент пояснил это тем, что документ направлен конкретно на остановку «Кумтора». «Закон нужен. Однако необходимо выработать согласованный вариант, чтобы «Кумтор» мог работать, но в то же время не было вреда ледникам. Если мы завтра остановим рудник, то нас ждет экологическая катастрофа. Ледник уже идет, его не остановить, и если остановить производство, будет большая беда», - аргументировал он.

Ранее сообщалось, что поправки будут способствовать интеграции Кыргызстана в международное движение по сохранению ледников, противодействию изменению климата и рациональному управлению водными запасами. Инициаторы считают, что законопроект создаст основу для охраны ледников, поможет в организации службы их мониторинга и подготовке гляциологических и метеорологических кадров, введению ответственности за нанесение ущерба ледникам. Инициатором законопроекта выступала депутат Эркингуль Иманкожоева.

«Согласительная группа, в состав которой вошли и ученые, постаралась всесторонне изучить законопроект. В результате сделаны основные выводы: процесс деградации ледников в КР происходит в связи с глобальными изменениями климата. Распад оледенения - длительный процесс, измеряется многими десятилетиями, столетиями, остановить который силами одного Кыргызстана невозможно. Кроме того, действующее на протяжении 20 лет законодательство уже запрещает деятельность, отрицательно влияющую на состояние ледников. Поэтому особой необходимости в законе пока мы не увидели. Представленный документ по заключению НПО, зарубежных экспертов является нерабочим, поскольку ресурс, на который направлено действие закона, является слабо изученным. Это ни для кого не секрет. Несмотря на то что предложенный закон направлен на сохранение ледников, он не дает реальных механизмов их защиты», - сказала Екатерина Сахваева.

«Мы очень много спорили. На примере рудника «Кумтор» проанализировано влияние этого законопроекта на его деятельность. Много было сказано относительно негативных последствий, в том числе социальный фактор, снижение ВВП и другое, - добавила она. - К чему мы пришли в итоге? Разработали два варианта предложений. Первый: отказаться от принятия Закона «О ледниках» вообще, а в целях смягчения и оптимизации действующего законодательства поддержать разработанные поправки в Водный кодекс. Тем более что он уже одобрен постановлением правительства. Второй вариант: доработать представленный Закон «О ледниках» с учетом всех замечаний».

Екатерина Сахваева отметила, что были выработаны отдельные предложения. «В связи с дефицитом бюджетных средств необходимо принять закон об установлении размера платы за пользование водой как природным ресурсом, предусмотренного Водным кодексом, в котором предусмотреть часть средств на проведение мониторинга ледников. Необходимо продолжить развитие реформ водного сектора либо создать отдельное агентство водных ресурсов при правительстве КР. Также предлагалось создать межведомственную рабочую группу по инвентаризации законодательной базы по водным ресурсам и внести изменения в отраслевое законодательство, дабы исключить противоречия и коллизии (закон о недрах, о воде, Водный кодекс)», - заметила она.

Екатерина Сахваева проинформировала, что заключение направлено в правительство на рассмотрение, «теперь его необходимо рассмотреть совместно с экспертной группой в Жогорку Кенеше».

По мнению директора Института водных проблем и гидроэнергетики НАН КР Дуйшена Маматканова, депутат инициировала законопроект только с политической точки зрения. «Сегодня написали закон о ледниках, завтра - о снегах, послезавтра - о дождях. Это глупости, - считает он. - Создатели законопроекта о ледниках нас не приглашали, хотя у нас есть специалисты. Такой закон не нужен. Есть Водный кодекс, куда при необходимости можно внести изменения. Что касается Кумтора, то золото оказалось под ледником, причем самая богатая часть месторождения. Поэтому ледниковые массы переместили, складировали в другом месте. Ледник не потерялся, он лежит в другом месте».


Бизнес