02:58
USD 84.80
EUR 101.59
RUB 1.11
Общество

Потребляй, но проверяй!

В Кыргызстане для развития предпринимательства делается немало. Однако в погоне за прибылью бизнесмены нередко пренебрегают правами потребителей, то завышая цены, то предлагая некачественные товары или услуги. О конкретных примерах нарушений и о том, как защититься от контрафакта, ИА «24.kg» рассказала председатель бишкекского городского общества потребителей «Манас» Лариса Якубенко.

Глухой телефон

- Как давно занимаетесь защитой прав потребителей?

- С 1994 года. В повседневной жизни мы часто сталкиваемся с трудностями, посещая магазины, мастерские, ателье, химчистки, поликлиники... Всем знакомо разочарование, вызванное приобретением недоброкачественной продукции, изделий с недостатками, выполнением работ и оказанием услуг низкого качества. Сама жизнь подсказала создание организаций, призванных защищать законные права граждан.

- Порой кажется, что бизнесмены пользуются неосведомленностью потребителей об их правах. Знают ли граждане, что можно вернуть товар, если он окажется некачественным?

- Постепенно узнают. Мы помогаем им возвращать и менять широкий спектр товаров от продуктов питания до автомобилей. В рамках общества «Манас» работаем по заявлениям, даем потребителям консультации, чтобы они разбирались в тонкостях законодательства и умели отстоять свои права.

- Тяжело ли бороться против системы?

- До 2005 года, когда в госорганах трудились старые работники, хорошо знавшие свое дело, и действовали прежние законы, было проще. Мы хорошо сотрудничали с Госстандартом, Кыргызпатентом, налоговой службой, финполом и другими. Сегодня трудно. Закон по защите прав потребителей принят в 1992 году и пережил несколько редакций. Составлен он хорошо, но не действует. Потому что документ надо не только разработать, но и контролировать его исполнение. На сегодня он наиболее нарушаем из всех действующих законов.

Практика показала, что более слабой в правовом плане стороной в потребительских отношениях является гражданин. Всеобщая правовая безграмотность предпринимателей и потребителей порождает массу проблем в правоприменительной практике и доказывает, что без участия госорганов, наделенных властными полномочиями, защита прав потребителей и особенно профилактика правонарушений в этой области неэффективна. Один из распространенных видов нарушений - непредставление потребителям информации о наименовании хозсубъекта, юридического адреса. Поэтому потребитель лишен возможности своевременно направить претензию к нарушителю и защитить свои права.

- Почему же данный закон не исполняется?

- Мне кажется, чем больше в КР борются с коррупцией, тем шире она разрастается. Может, это кому-то на руку?

Сейчас вовсю продвигают предпринимательство, от которого поступают значительные средства в бюджет - деньги тех же потребителей. Проводится много конференций по защите предпринимателей. Их действительно надо защищать: но от коррупции и поборов, а не от потребителей. Простых людей обманывают, обвешивают, а госструктуры молчат. Им связал руки Закон «О защите прав предпринимателей», воспринимаемый неправильно.

От колыбели до могилы

- Как поступить, если есть сомнения в качестве продуктов питания? Ведь дело касается здоровья человека.

- Есть надзорные органы, в частности санэпидстанция. Но пока пройдешь с жалобой все инстанции и в магазин явятся проверяющие, хозяева уже узнают и уберут товар с прилавка.

Предприниматели знают, что защищены, и порой ведут себя агрессивно. Был случай, когда женщина пришла с жалобой на кондитерский магазин, принеся булочку с клоком волос. Я отправилась с заявлением в тот магазин, но решить вопрос на месте не удалось. Обратилась во все органы, и через месяц пришел ответ: «Как докажете вину кондитерской фирмы?»

- Какие претензии звучат от потребителей чаще других?

- Человек потребляет товары и услуги от рождения и до конца жизни. У нас, куда не ткни, везде найдутся претензии. Многие жалуются на качество коммунальных услуг. Платим все больше и больше, а толку нет. Косметические ремонты, уборка в подъездах не делаются. Все за свой счет. Непонятно, зачем создавать коммунальные службы, которые ничем не занимаются?

Люди критикуют качество мобильных телефонов, купленных в крупных супермаркетах. Копят деньги, берут новый аппарат за $1-1,5 тысячи, а он быстро ломается. При этом в больших магазинах нарушений даже больше, чем на рынках. Потому что большинство проверок затрагивает базары, где трудится незащищенный народ.

Обсчеты и обман бывают и в точках общепита. Один наш клиент заказал в кафе блюдо, но ему подали другое и отказались менять. Мы пришли с санэпидстанцией. Хозяева позвали охрану и выдворили нас, сказав, мол, это частная собственность. В законе указано: раз начал бизнес в стране, изволь соблюдать все требования. Во многие рестораны достаточно зайти с обратной стороны, чтобы увидеть, в каких условиях идет приготовление пищи.

Существуют проблемы с хранением и реализацией продуктов питания. Например, не могу понять, как дают сертификат на фарш, срок хранения которого не превышает 3 часа. Он может пролежать целый день в холодильнике, а завтра его снова кладут на витрину. В санитарных требованиях указано, что данный продукт должен готовиться по требованию покупателя - продавец должен показать кусок мяса и тут же на месте его перемолоть.

Есть жалобы на парикмахерские, где нужно строго соблюдать санитарные нормы. Парфюмерно-косметические средства подлежат обязательной сертификации. А у нас часто используют дешевые средства.

Вы когда-нибудь были в наших больницах?

- Бывал. И возвращаться туда неохота.

- Вот-вот. Есть мнение, что в государственных больницах допотопное оборудование и лучше пойти в частную клинику. Считается, чем больше заплатишь, тем лучше обслужат. А платить приходится на каждом шагу. Однажды мне нужно было сделать 5 уколов в ногу, каждый из которых стоил по 5 тысяч сомов. Разве может простой пенсионер потратить столько на лекарства? А ведь он тоже хочет жить! А потом узнала, что упаковка лекарства стоит всего 1,8 тысячи сомов. Хотелось бы знать, кто контролирует правила предоставления платных медицинских услуг населению?

Не все то золото...  

- Как бороться с завышением цен в супермаркетах?

- Раньше наценка была декларированной - не выше 25 процентов. Сегодня ставят столько, сколько хотят. Качественные товары, к примеру, турецкого производства везут в Европу или США. В КР часто поступает контрафакт, стоимость которого мала. Хотя наценки на него выше, чем на качественную продукцию.

- Некоторые торговые точки идут на хитрость, объявляя акции со скидками до 75 процентов. На деле это маркетинговый ход, реализуемый благодаря манипуляциям с цифрами...

- Это явление распространено в некоторых ювелирных магазинах. Понятно, что работать себе в убыток никто не станет. Один наш клиент как-то купил в ювелирном центре кольцо. Нужно было его немного уменьшить. Опустили в раствор, а когда вынули, часть кольца разъело. Очевидно, оно сделано не из драгоценного, а из дешевого металла.

Помоги себе сам

- Как обезопасить себя от некачественных товаров и услуг?

- Каждый потребитель имеет право высказать претензию, если у него есть документ, подтверждающий покупку. А у нас во многих местах до сих пор нет кассовых аппаратов. Приобретаешь товар, а чек не дают. Зато в ходу гарантийные талоны, по которым в случае возврата некачественной покупки с покупателя почему-то взимают 20 процентов ее стоимости. В сертификатах качества часто содержится ненужная и непонятная информация.

Если покупка дорогая, надо требовать патент. Впрочем, шанс, что его дадут, не велик. Один торговец как-то ответил мне, что у него с другими реализаторами один патент на пятерых. По закону, такого быть не должно.

При отсутствии патента лучше обратиться к другому продавцу. Когда дают гарантийный талон и кассовый чек, нужно сверять цену. В гарантийном талоне должно быть указано торговое место, ряд, имя и фамилия продавца. Существуют правила торговли, где расписано, в каких заведениях должна применяться книга жалоб, указываться режим работы, данные о реализаторах и хозяевах торговых точек. Если объект не соответствует требованиям, его надо закрывать. Иначе зачем нам целая армия проверяющих?

Бизнес