В Кыргызстане презентован проект нового уголовного кодекса. Последний раз УК КР перекраивали в 1997 году. Затем в него вносилось множество поправок и изменений. Сегодня настал момент переписать главный документ об уголовной ответственности заново, считают разработчики законопроекта. Об обновленном документе ИА «24.kg» рассказала руководитель экспертной группы, проректор по международным связям КРСУ, доктор юридических наук, профессор Лейла Сыдыкова.
- Задачу разработать новый Уголовный кодекс перед нами поставили в рамках проводимой судебной реформы. При Совете по реформированию судебной системы КР создано несколько экспертных рабочих групп, в том числе и наша. Мы разработали не только новый Уголовный, но и Уголовно-процессуальный, Уголовно-исполнительный и Гражданский кодексы, а также совершенно новый нормативно-правовой акт - Кодекс о проступках. Новый УК КР содержит 53 главы и 391 статью. Главными направлениями определены идея гуманизации правосудия, отход от репрессивных мер, разработка и внедрение новых механизмов воздействия на осужденного в целях его ресоциализации.
Проступки не считаются
- Что представляет собой Кодекс о проступках?
- Перед нами стояла задача - четко разграничить преступление и проступок. Есть деяния, которые трудно отнести к преступлениям. К примеру, нанесение по неосторожности определенной степени вреда здоровью. Если виновный возместит ущерб, то зачем его сажать и привлекать к ответственности, лишать свободы? Можно оштрафовать или назначить тройной айып. Мы решили пойти по пути декриминализации некоторых деяний и перенесли их в категорию проступков, исходя из степени опасности, то есть того вреда и ущерба, который нанесен потерпевшему.
В обществе часто полемизируется этот вопрос - в тюрьму сажают и похитившего миллион, и укравшего курицу. По степени опасности для общества это не одинаковые деяния. В первом случае речь идет о хищениях в особо крупном размере, за которые непременно должна наступать уголовная ответственность. А во втором можно возместить ущерб, оштрафовать и отпустить. Это проступок.
- Сколько статей перенесли в Кодекс о проступках, исключив их из УК КР?
- Мы исходили из степени опасности, и цели перенести как можно больше статей не было. Некоторые деяния дублируются, но по степени тяжести отличаются.
В УК также остались преступления, которые представляют опасность для человечества: терроризм и экстремизм, взятка, убийство, изнасилование, разбой, незаконная трансплантация и другие. Кроме того, введены новые составы преступлений. Очень много связанных с оказанием медицинских услуг. В действующем Уголовном кодексе их нет. Это незаконное проведение опытов на человеке, имплантация женщине чужой яйцеклетки, запрещенные действия с эмбрионом, незаконная торговля кровью, насильственное донорство.
Есть и новая глава - военные преступления. Таких статей ранее ни в одной из редакций УК КР не было.
- В связи с чем возникла необходимость введения новых составов преступлений и статей?
- Веяние времени. Они стали актуальны. Взять, к примеру, имплантацию яйцеклетки, сейчас проводят процедуру ЭКО. Это важный процесс, который надо контролировать. Развитие медицины как науки влечет за собой необходимость защиты интересов пациентов.
- Появились ли иные виды наказания в новом УК?
- Мы оставили прежние, но провели реформу в системе наказания и категоризацию отдельных видов, установив пределы «от» и «до». Всего введено 6 категорий, и разрыв составляет до 2-2,5 года.
Поясню, что это значит: по действующему УК судьи могут назначить наказание на свое усмотрение по некоторым статьям от штрафа до пяти лет лишения свободы. Разрыв огромный, что создает почву для коррупционных проявлений. Не секрет, что за деньги виновный может отделаться штрафом либо ему грозит несколько лет тюрьмы. Таков закон. Мы же предлагаем сократить этот разрыв. К примеру, первая категория наказания составляет от шести месяцев до 2,5 года (1,5 - для несовершеннолетних). Ниже или больше судья назначить не может, только в этих разумных пределах. Кроме того, мы предлагаем сократить самый длительный срок отбывания наказания до 15 лет вместо нынешних 25, поскольку никто из осужденных столько не сидит. Но при этом высшая мера - пожизненное лишение свободы.
Отпустить на поруки
- Вы также предлагаете исключить амнистию, не оставляя шансов для тех, кто осознал свою вину, освободиться досрочно. Каковы последствия ее отмены?
- Мы предлагаем исключить этот пункт из УК КР и принять отдельный закон об амнистии, который еще предстоит разработать и тщательно продумать. Чтобы он не стал элементом политической игры, надо заложить механизмы, когда, в каком порядке, в отношении кого применять амнистию. Сейчас ее превратили в процедуру, когда просто выпускают людей из тюрем, чтобы освободить места лишения свободы. Дошло до того, что снимают судимости.
К тому же, по статистике, 30 процентов амнистированных возвращаются в тюрьму, потому что с ними никто не работает. Необходимо запускать механизм работы условно-досрочного освобождения и передавать отпущенных на волю по УДО осужденных службе пробации. Это новый орган, который мы предлагаем ввести в Кыргызстане. Сотрудники службы станут помогать заключенным с получением паспорта еще до выхода из тюрьмы, а после помогут найти место жительства, если такового нет, устроят в центр реабилитации, вместе займутся поиском работы. Таким образом мы сможем снизить процент рецидивов среди бывших заключенных. С ними надо работать, а не просто отпускать на волю, где они могут повторно совершить преступление.
Сегодня возникла необходимость разработать законы об основных принципах амнистии и помилования: когда и в каких случаях они могут быть применены, поставить определенные ограничивающие механизмы и заставить работать эти внутренние механизмы уголовного законодательства. На первый план выдвигаются вопрос о ресоциализации личности, адаптация и внедрение его в общество, где ему заново надо учиться жить.
Кто старое помянет...
- С судимостью, а иногда и с несколькими, жить в современном обществе нелегко. «Ранее судимый» - это клеймо на всю жизнь, которое зачастую используется и как отягчающее обстоятельство...
- Действительно, по действующему закону судимость является квалифицирующим признаком и отягчающим обстоятельством при назначении наказания за совершенное преступление. Фактически считается, что человек, которого привлекали к уголовной ответственности, априори плохой и его надо жестче наказать. На этом принципе строилось все советское уголовное законодательство. Бывает, оступился человек, на него вешают клеймо «лицо ранее судимое...», делают из него изгоя общества. Мы же хотим добиться того, чтобы человек отвечал не потому, что он плохой, а за совершенное деяние, и соразмерным должно быть и наказание.
Судебная система не всегда бывает права. Нередки случаи, когда человека оправдывали, однако через жернова системы его пропускают, и клеймо «судимый» не снимается. Это моральная сторона вопроса. Есть и правовая. На Западе человек отсидел, вышел на свободу, и он считается чистым. Он ответил за деяние, которое совершил. И никто не имеет права указать ему на предыдущую судимость. Так и должно быть.
- А как же закон, не позволяющий бывшим уголовникам занимать ответственные и руководящие должности?
- Будет создан регистр, поскольку есть профессии и должности, которые не может занимать ранее судимый, - правоохранительные органы и судебная власть, он не может быть депутатом, президентом или чиновником... Общество может устанавливать определенные ограничения. Это логично. Для этого и будет существовать регистр судимости, где по запросу будут выдавать информацию о таких лицах.
- Все новшества, как вы отметили, направлены на гуманизацию. Однако мы это уже проходили и не единожды, результат получили в виде постоянно ухудшающейся криминогенной ситуации, повсеместной судебной коррупции и использования уголовного законодательства в свою угоду. На что рассчитываете в этот раз?
- Я верю, что предлагаемые нами изменения дадут положительный результат. Пока никто не просчитывал, чем закончится издание этого акта. Подсчеты делались только по освобожденным из мест лишения свободы. Закон, смягчающий наказание, имеет обратную силу, и он будет применяться к тем, кто сейчас отбывает наказание, и они будут освобождены из тюрем, если уже отсидели срок, положенный по новому УК. В ГУИН сделали такой анализ, если примут предлагаемый нами УК, тюрьмы освободятся примерно на 40-45 процентов. То есть получается, сегодня почти половина осужденных отбывает наказание за совершение незначительных преступлений. Это показатель, что нынешний Уголовный кодекс - высоко репрессивный кодекс.
К тому же надо учитывать, что новый УК - это не всеобщая гуманизация. Уголовная ответственность за создание и участие в ОПГ, преступных сообществах, за экстремизм, терроризм остается, и солидные сроки наказания за их совершение - тоже.
- Все эти новшества хороши. Но будут ли они исполняться?
- А это уже зависит не от нас. Чтобы новшества заработали, надо менять все кодексы. Кроме этого, граждане должны научиться отстаивать свою правоту. Ведь сегодня каждый может обратиться в суды и обжаловать любое решение. Правосознание граждан надо поднимать и учить этому действовать, следуя букве закона.