В Кыргызстане завершается акция «Примите моего ребенка в школу!». В течение нескольких месяцев правозащитники принимали жалобы от родителей.
«В основном поступали телефонные звонки, официальных заявлений не было, - рассказала ИА «24.kg» один из координаторов проекта Наргиза Конушалиева. - За время акции поступило несколько десятков жалоб, в том числе около десяти по поводу школьных поборов. К примеру, в одной из городских школ от родителя требовали 5 тысяч сомов в виде вступительного взноса за прием ребенка в первый класс. Затем сумму почему-то снизили до 2 тысяч. Мы сотрудничаем с управлением образования и сразу напрямик обращаемся в школу, не занимаясь бюрократией. Стали выяснять, почему ребенка не берут в школу бесплатно. Нам заявили, что он с другого микроучастка. Мы подготовили справки с места жительства, выяснилось, что ученик относится именно к этой школе. Только после этого его взяли без проблем и всяких взносов. Получается, почти две недели ребенок нигде не учился, и нарушались его права».
«В основном жалуются городские жители. Размер взносов называется разный: от 2 до 7 тысяч сомов. Средства просят перечислять на банковский счет, а не вносить наличными, - отмечает она. - Некоторые, заплатив деньги, просто ставят нас в известность. Но факт остается фактом: поборы существуют. А некоторые родители, которые, не зная своих прав, могут отдать эти деньги».
«Уроки добровольности»
«Теперь мы знаем: на первом собрании знакомятся с классным руководителем, на втором - он с нами, а на третьем - речь идет уже о финансовых вопросах, - улыбается мать первоклассницы Марина. - На третьей встрече нам предоставили договор, подписав который я «обязуюсь вносить ежегодные добровольные взносы». В этом году все обошлось в 5 тысяч сомов, не считая вступительного взноса еще в 4 тысячи сомов. В принципе, если мы будем знать, на что действительно будут тратиться данные средства, то не против помогать школе».
«В нашей школе взносы в разы меньше. Но по сравнению с прошлым годом траты выросли вдвое: теперь фонд школы с семьи независимо от числа учеников составляет 500 сомов, классная копилка - 100, охрана - еще 180, подарок на день учителя - 100 сомов, плюс небольшие траты на столовую», - рассказывает Наргиза - мать второклассника.
А в одном из отечественных СМИ читатели пожаловались на одно из городских учреждений, где «собирают попечительские сборы в размере 3 тысяч сомов, а несогласных просят переводиться в другие школы».
В 2013/2014 учебном году независимая организация «Трансперенси Интернешнл Кыргызстан» провела исследование и изучила коррупционные риски в системе среднего образования. Авторы напоминают, что государство конституционно гарантировало бесплатное образование. Однако, по их данным, нет единого мнения о том, какие удельные затраты должны покрываться разделом «бесплатное образование». «С одной стороны, общее образование декларируется как бесплатное, с другой - недостаточность финансирования заставляет школы привлекать дополнительные ресурсы, поскольку выделяемых государством средств не хватает на обеспечение соответствующего уровня обучения», - отмечено в документе.
«Недофинансирование образовательных учреждений стало покрываться посредством родительских платежей. Подобные «добровольно-принудительные» спонсорские взносы составляют довольно значительные суммы. Это негативное социальное явление уже давно перешло из разряда добровольного в принудительное. Особенно сложная ситуация в школах города Бишкека. В частности, до сих пор с родителей первоклассников за прием ребенка в школу требуют взнос в размере от 2 до 20 тысяч сомов. Помимо этого не принимают детей без прописки. Во многих школах учеников сажают в пустые классы, родители которых обязаны в добровольно-принудительном порядке оборудовать их мебелью и техникой», - говорится в исследовании.
«В школах по-прежнему процветают поборы на все - начиная от закупки веников, охраны и заканчивая оплатой уборки помещений классов, для которой, кстати, есть штатные уборщицы. В каждой школе существует руководитель (как правило, завуч по воспитательной работе), который всячески контролирует эти сборы с каждого класса, ведет учет и планирует новые. При этом формально это считается инициативой самих учеников и их родителей. Естественно, люди не поощряют подобные сборы, но каждый родитель всегда думает, каким же образом это может отразиться на его ребенке», - пишут авторы исследования.
Всего в государственных общеобразовательных учреждениях во всех областях КР (включая города Бишкек, Кант, Кара-Балту, Токмак, Каракол, Чолпон-Ату, Балыкчи, Ош, Джалал-Абад, Баткен, Нарын и Талас) опросили 1 тысячу 110 человек, отобранных методом случайной выборки. Согласно исследованию, общий годовой объем неформальных платежей без вступительных/переводных взносов и индивидуальных занятий по республике составил более 2,2 миллиарда сомов. В столице на неформальные школьные сборы родители учеников в среднем затрачивают около 7,8 тысячи сомов в год, в регионах - 1 тысячу 445 сомов, в селах - 473 сома.
«Вместе с тем государство на сегодня не в состоянии отслеживать рынок неформальных школьных платежей. Несмотря на запреты Министерства образования и науки на незаконные денежные и иные сборы в образовательных учреждениях, в реальности неформальные платежи твердо включены в сферу школьной жизни, - говорится в документе. - Так называемые «добровольные» взносы присутствуют практически во всех столичных школах - на них указали 93 процента респондентов из 100. В региональных городах о наличии регулярных взносов отметили 67 процентов родителей. В некоторых сельских школах также существует такая практика, хотя значительно реже, нежели в городских».
Вступительные взносы платят чаще всего в столице - 65,5 процента респондентов ответили, что сталкивались с этим. Размер вступительных взносов в столице в среднем составляет 8 тысяч 828 сомов. При этом лишь 22 процента опрошенных столичных родителей знают, как общественная организация (фонд, попечительский совет и другое) определяет статьи расходов; а более 60 процентов не знает и 17,2 затруднились ответить.
Около 45 процентов опрошенных готовы оказывать школам материальную помощь при условии добровольности и умеренности (посильного взноса); а 37,5 процента респондентов вносят «добровольные» взносы после принуждения со стороны школьной администрации. Другие делают взносы по принуждению родительского комитета.
«Одни родители воспринимают свои неформальные денежные отношения со школой как «нормальную сделку». Другие - как «поборы и вымогательство». Разница в восприятии существенно зависит от самой школы - от качества организации образовательного процесса и от его результата. Интересен тот факт, что в школах с очень низким уровнем обеспечения в принципе нет сборов, там распространена помощь родителей по принципу «сами белим, сами красим». А в школах, которые ориентированы на результат и поступление своих учеников в престижные вузы, родители сами склонны инвестировать средства, охотно включаясь в неформальные сделки и воспринимая их абсолютно нормально», - отмечают авторы исследования.
На что нужны деньги
«Один из наиболее главных факторов распространения коррупции в школах - недостаточное финансирование школ. Если в советский период учреждения получали достаточно средств по всем пунктам, то сегодня они обеспечены лишь по трем статьям расходов - это заработная плата учителей, отчисления в Социальный фонд и коммунальные платежи. Крайне низкая сумма выделяется на приобретение необходимой мебели, на внешний капитальный и текущий ремонт здания. На низком уровне обеспеченность школ учебными материалами, канцелярскими принадлежностями и прочим. Заработная плата учителей также является несоответствующей рабочей нагрузке», - говорится в исследовании.
Это подтверждает и глава Минобразования Канат Садыков. «К сожалению, мы должны признать: расходы на школу, непосредственно на ее материально-техническое содержание - это самая уязвимая часть нашего бюджета. Когда говорят, что практически 18 процентов бюджета идет на образование, хочу подчеркнуть: 16 процентов из них идет на зарплату учителей. Естественно, ожидать материального улучшения школ за исключением только что построенных, не приходится», - пояснил он ИА «24.kg».
«Для улучшения системы финансирования школ из бюджета Минобразования давно ввело систему нормативного финансирования школ в расчете на одного учащегося, - сообщила в интервью ИА «24.kg» вице-премьер-министр КР Эльвира Сариева. - Эта система четко определяет объем финансирования, который должна получить школа. Механизм позволяет обеспечить равный доступ к качественному образованию для всех. Успешное внедрение этой модели предоставляет школам финансовую автономию, право управления своим бюджетом, установления зарплаты согласно результатам работы учителя и оптимизации учебных планов. При внедрении новой системы были недоработки, которые вызвали негатив, однако практически все школы, которые сейчас работают по этому механизму, довольны подушевым финансированием».
Доверяй, но проверяй
Кстати, Канат Садыков ранее заверял, что ведомство проверит деятельность фондов при школах на предмет поборов. «Однако проверять их можно только при наличии официальных жалоб. Тогда у нас будет основание для аудита. Но, к сожалению, получается так, что родители чаще говорят, отвернувшись спиной, чтоб не видно было, - отмечает он. - Если они хотят справедливости, то нужно действовать как положено по закону: писать официальное заявление. Они же пишут о другом - «прошу принять добровольный взнос». Берут квитанцию. И после этого заявляют, что их принудили заплатить. Здесь и кроется схема. Поэтому я призываю родителей говорить открыто. В стране у нас двух президентов выгнали, не стали терпеть семейного правления. Почему граждане не могут навести порядок в собственной школе? Удивляюсь просто».
«Вместе с тем запретить или отменить добровольную помощь школе мы не можем, - признает министр. - Общественные фонды могут создаваться и имеют законодательную основу».
К слову, в свое время были потребительские взносы, одинаковые для всех городских школ. В сельских их также взимали, но меньшей суммой. Не станет ли это выходом? Ведь тогда и контроль будет жестче. «Здесь опять возникает правовая коллизия. Потребительский взнос - это признание государством, что образование является платным», - разводят руками в Минобразования.
«Родители, как правило, оказывают помощь школе, будучи либо учредителями, либо членами общественной организации или фонда. Сбор средств с родителей через какие-либо другие механизмы не имеет под собой законных оснований, - подчеркивает вице-премьер-министр Эльвира Сариева. - При этом у фондов есть попечительские (наблюдательные) советы, которые имеют право требовать от правления организации любую информацию о деятельности фонда, включая балансовый отчет. Закрывать эти фонды Министерство образования не сможет так же, как не сможет своим решением закрыть любое другое НПО».
«Есть много жалоб, что родителей вынуждают делать эти взносы, - признает она. - Единственным решением в этом случае может быть воля родителей, которые будут вносить средства на счета школы, а не отдельных фондов (НПО), и контролировать процесс распределения руководством школы. Для этого созданы правовые механизмы. Нет более заинтересованных людей в работе школы, чем родители учеников».