06:53
USD 84.22
EUR 93.82
RUB 0.91
Общество

Парламент.kg. Фракционные войны

В парламенте Кыргызстана продолжается фракционный раздор. Депутатские группы выходят на передовую.

Чем больше шкаф, тем громче падает?

В 2010 году в парламент прошли пять партий. Большинство мест было у «Ата-Журта». Эта фракция состояла в основном из южных политиков, но воспользоваться победой атажуртовцы так и не смогли. После развала второй коалиции с поста спикера слетел ее представитель - Ахматбек Келдибеков. А в октябре 2012 года штурмовавший забор «Белого дома» Камчыбек Ташиев загремел на нары, утащив с собой за компанию актив «Ата-Журта» - Садыра Жапарова и Таланта Мамытова. После того как летом 2013 года Верховный суд признал троицу виновной в попытке насильственного захвата власти, ЦИК лишил их мандатов. Спустя полгода арестован Келдибеков. Ему инкриминировали коррупцию и злоупотребление должностным положением. Правда, в июле отпустили поправить здоровье в Германии, и, вероятно, до президентских выборов, которые должны состояться в 2017 году, он на родину не вернется.

После ухода вышеупомянутых персон фракция «Ата-Журт» фактически прекратила существование и из оппонента власти превратилась в кучку разномастных политиков.

Первый пошел!

Процесс полураспада постиг не только эту партию. «Пионером» фракционного раскола стал «Ар-Намыс». В 2011 году 10 членов фракции во главе с Камилой Талиевой выразили несогласие с Феликсом Куловым и заявили о намерении поддержать коалицию, в состав которой на тот момент входили СДПК, «Республика» и «Ата-Журт», и создали группу прямо внутри «Ар-Намыса», выбрав лидером Талиеву.

Чем завершился скандал, помнят все. Тройку «бузотеров» - Камилу Талиеву, Токона Мамытова и Акылбека Жапарова - отправили в правительство. Жапаров, возглавлявший при премьере Омурбеке Бабанове Министерство финансов, вылетел из обоймы в 2012 году, когда распалась коалиция СДПК - «Республика» - «Ар-Намыс» - «Ата Мекен», а Мамытову не удалось сохранить кресло вице-премьер-министра по вопросам безопасности при распаде последней - «Ырыс алды ынтымак». Теперь он руководит ОАО «Кыргызалтын». Камила Талиева лишилась поста министра культуры уже при Джоомарте Оторбаеве.

Но климат во фракции по-прежнему неуютный. После того как арнамысовцы провели конкурс претендентов на пост главы ГРС, рейтинг Феликса Кулова вновь покатился вниз. Для многих очевидно, что развал последней коалиции просто спас его не только от окончательной потери авторитета, но, быть может, и от принудительного ухода с поста главы фракции.

Сам же Кулов уверен, что лишить его кресла может только партия. «Это не парламентская должность, а партийная. Поэтому только партия на своем съезде может поставить вопрос о моем смещении как не справившегося с обязанностями. Меня ведь избирало политбюро, а не члены фракции «Ар-Намыс», - говорит Феликс Кулов.

Ничто не вечно под Луной

Не все гладко и во фракции социалистов. Первыми изгнанными стали Омурбек Абдырахманов и Равшан Жээнбеков. Их исключили из «Ата Мекена» за несогласие с генеральной линией партии. А недавно партийный билет сдал один из самых богатых людей республики - Карганбек Самаков. Он объявил, что создает свою партию и намерен потягаться с бывшим «вождем». Омурбек Текебаев не скрывал разочарования от ухода Самакова и тут же поспешил с компроматом на бывшего однопартийца.

Он рассказал ИА «24.kg», что помощник Карганбека Самакова Абай Таштанбеков подал в суд на партию, которую собирался возглавить сам депутат. Речь о демократической партии «Биримдик - Единство», председателем которой в 2013 году избран Таштанбеков, а Самаков, когда сдавал партбилет «Ата Мекена», отметил, что собирается создать новую политическую организацию под этим же названием.

Текебаев же сказал, что Самаков купил «Биримдик - Единство». «Раньше это вообще была партия женщин Кыргызстана. Она так и называлась», - подчеркнул он.

А эксперты тем временем предрекают, что Омурбек Текебаев, осознавая шаткость своих позиций на предстоящих выборах, может инициировать очередной развал коалиции. «Он понимает, что среди электората, особенно на юге, у него нет авторитета, тем более после того, как его руками был отправлен на «досрочный отдых» Жанторо Сатыбалдиев. В связи с этим он должен будет продемонстрировать народу свою непредвзятость в отношении премьер-министра и свалить своего ставленника - Джоомарта Оторбаева. Другое дело, кто согласится возглавить правительство накануне уже провального отопительного сезона и грядущего повышения тарифов на электроэнергию. Но, думаю, это уже не проблемы Текебаева. Следующий глава кабмина будет креатурой СДПК», - полагает Замирбек Биймурзаев.

Милые бранятся - только тешатся

Периодически скандалы вспыхивают во всех пяти фракциях. Даже у образцово-показательных социал-демократов не все так просто, как кажется на первый взгляд.

Первый раскол произошел из-за поста председателя комитета по социальной политике, который возглавляет Дамира Ниязалиева. Часть фракции требовала от нее освободить кресло. Позже она все же написала заявление о добровольном уходе. Но по сей день продолжает руководить комитетом.

Черная кошка пробежала между лидером Чыныбаем Турсунбековым и председателем комитета по судебно-правовым вопросам и законности Токтогулом Тумановым, когда формировали состав Совета по отбору судей. Туманов выступил против откровенного нарушения регламента, который позволил себе Чыныбай Турсунбеков, пытаясь при повторном голосовании протащить Джамийлу Нурумбетову - протеже аппарата президента.

Казус случился и при избрании первого вице-премьер-министра. Социал-демократы едва не передрались.

В рукопашной сошлись тогда Ирина Карамушкина и Акылбек Султанов. «Скорее всего, не будет и половины нынешних депутатов и в числе кандидатов от СДПК на предстоящих парламентских выборах. Ее члены, демонстрируя дружбу и любовь на глазах у своих коллег, «за кулисами» устраивают настоящие бои без правил», - склоняется к мысли Марат Казакпаев.

Аз есмь лидер

Шекспировские страсти бушуют в «Республике». Отметим, что именно из этой фракции вылупились три депутатские группы - «Онугуу», «Бир бол» и «Ынтымак». Таким образом, партию, занявшую четвертое место на выборах в 2010 году, под занавес срока представляют только 10 депутатов. И этого числа не хватает для того, чтобы в соответствии с процедурой избрать лидера. Де-факто фракцию возглавляет Максат Сабиров. Но на это место претендует и Абдыжапар Бекматов, избранный летом конкурирующей группировкой. Сторонники Сабирова поспешили оспорить восшествие Бекматова на фракционный престол, заявив, что того избирали чуть ли не в коридоре: не было кворума, и за его кандидатуру проголосовали всего восемь человек. Тогда как Сабирову доверились все десятеро. Оба претендента пытаются решить вопрос через спикера парламента. Но последний, как рассказали ИА «24.kg», готов признать легитимным того, кто представит подписи 12 членов фракции. Поэтому сейчас каждая из сторон пытается набрать нужное число голосов.

Незаконнорожденные

На фоне фракционных разборок, растущего недовольства рядовых членов лидерами партий, под знаменами которых они пришли в парламент, родились депутатские группы.

Их - так же, как и фракций - 5: «Ынтымак», «Онугуу» и «Реформа учун», «Бир бол», «Демократы». Согласно регламенту, депутатские группы не могут формировать коалицию, иметь квоты в правительстве, предлагать своих кандидатов на посты спикера или премьер-министра, но вот расшатывать фракции изнутри им не возбраняется.

Понятное дело, лидерам фракций не любы «бунтари». Тем не менее закон, регулирующий статус депутатских групп, был одобрен. Позднее член «Ар-Намыса» Эристина Кочкарова обратилась в Конституционную палату с заявлением, решив оспорить создание и деятельность групп как незаконных формирований. От этого решения будет зависеть дальнейший расклад сил в Жогорку Кенеше.

«Между фракциями постоянно происходят битвы. Депутатские группы стоят как бы над этими схватками: они не вовлечены в процесс открыто, но могут влиять на фракции изнутри, внося зерна раздора. Лидеры этих депутатских блоков прекрасно понимают, что им нужно привлечь как можно больше сторонников, чтобы уверенней чувствовать себя в предстоящей борьбе за мандат. Удобнее вести полемику, заручаясь поддержкой уже раскрученных политиков, а не новичков. За 5 лет депутаты - даже те, кто избирался впервые - уже смогли накопить определенный политический капитал и узнаваемость среди электората», - считает политолог Марат Казакпаев.

Мне так нужна твоя любовь!

В кулуарах Жогорку Кенеша не скрывают, что сейчас главы депгрупп ведут активные переговоры с представителями фракций, которых хотели бы видеть в своих рядах. А за некоторые персоны разворачиваются настоящие подковерные баталии. К примеру, Дастана Бекешева хочет включить в свой состав группа Бакыта Торобаева «Онугуу». Виды на него есть и у «Демократов». Сам Дастан Бекешев пока не желает раскрывать карты и рассказывать, с кем намерен идти на следующие выборы в ЖК. Но Дастан Бекешев уже признался: это будет не «Ар-Намыс».

Будущие выборы волнуют всех. Как рассказали ИА «24.kg» в парламенте, уже сейчас в СДПК выстроились целые очереди из числа депутатов от других партий. «Члены того же «Ар-Намыса» понимают, что Кулов вряд ли приведет свою партию к победе на этих выборах. В 2010-м они выехали на обещании навести порядок с «железным щитом закона». Но не сдержали ни одного из обещаний, погрязнув в политических разборках и интригах. Так что желание отдельных активистов «Ар-Намыса» покинуть партию вполне объяснимо. Другое дело - примут ли отпочковавшихся те же социал-демократы? Вернее, потянут ли финансово желающие примкнуть к рядам эсдэков», - говорит Замирбек Биймурзаев.

...Раздоры во фракциях - барометр общественного мнения, позволяющий узнать, что задумал тот или иной из лидеров и что думают по этому поводу рядовые депутаты. И те, и другие апеллируют к избирателям, интересами избирателей же прикрываясь. Так что следите за внутрипарламентскими передвижениями - очень много любопытного можно будет узнать. Накануне выборов-2015 это пригодится.

Бизнес