11:24
USD 89.47
EUR 96.56
RUB 0.97
Общество

О том, как в Кыргызстане служители Фемиды ищут правду в судах

В редакцию ИА «24.kg» обратилась Мыскал Кенжебаева. По профессии она судья, но бывшая или действующая, сказать сложно. Уже несколько лет женщина пытается выйти на пенсию, но попытки пока безуспешны.

По ее словам, с 1996 по 2010 год женщина работала в Каракольском городском суде (Иссык-Кульская область). После смены власти в 2010-м началась судебная реформа, объявлен новый отбор служителей Фемиды. Кенжебаева, как и другие судьи, обратилась с заявлением на замещение должности судьи Каракольского горсуда.

«Однако по неизвестной причине мои заявления не рассмотрены соответствующими органами, и до настоящего времени не издан указ президента КР о моем освобождении от должности или о назначении меня на должность судьи. Вместе с тем в нарушение Конституции, где прописано, что судьи назначаются и увольняются только президентом страны, на мое место без объявления вакансии назначено другое лицо», - говорит Мыскал Кенжебаева.

В 2012 году женщина обратилась в Судебный департамент. Однако там ответили, что не могут внести в трудовую книжку запись об освобождении, и отказали в выдаче самой трудовой книжки ввиду отсутствия указа главы КР.

Тогда судья обращается в аппарат президента - в частности, к его руководителю Данияру Нарымбаеву, к заведующей отделом судебной реформы и законности Индире Жолдубаевой.

«К последней было 4 обращения, но ответы носили формальный характер. Она ни разу не удосужилась меня выслушать. Чиновница отписалась, что мне надо обратиться в Судебный департамент и получить окончательный расчет. Примерно такой же ответ я получила от заместителя руководителя аппарата Икрама Илмиянова. Позже от аппарата президента Судебному департаменту в нарушение закона дается указание выдать мне трудовую книжку, которую я получила в конце 2012 года с записью от 4 июля 2010 года: «В связи с истечением срока полномочий судьи считаются прекращенными полномочия судьи Каракольского городского суда» за подписью ведущего специалиста Г.Кудабаевой. При получении трудовой книжки я выразила несогласие с указанной формулировкой и просила привести запись в соответствие с законом, то есть с указом президента, но до сих пор не могу получить ответа», - заверяет Мыскал Кенжебаева.

Судья утверждает, что из-за подвешенного состояния она не может нормально продолжить работу и получить судейскую пенсию. Женщина хотела открыть адвокатскую контору.

«До 2012 года я не могла получить лицензию. В Минюсте ссылались на то, что адвокатской деятельностью не может заниматься лицо, находящееся на госслужбе. А без указа главы КР я, по сути, еще числюсь судьей. Тем не менее в аппарате президента, видимо, решили от меня отделаться и в феврале 2013 года лицензию высылают на дом. Но и по ней я не могу работать, так как для открытия своей конторы требуется разрешение налоговиков, которые требуют документ об увольнении», - рассказала она.

Женщина вынуждена обратиться в суд. «Межрайонный суд отклонил жалобу, сославшись на истечение срока обращения в суд. По надуманным причинам такое же решение приняли Городской и Верховный суды», - говорит Мыскал Кенжебаева.

В мае 2013 года судья обратилась в профильный комитет Жогорку Кенеша с просьбой разобраться в ситуации. Эксперты отдела комитета провели расследование и составили соответствующую справку.

«В бытность судьей на меня оказывалось давление со стороны председателя Иссык-Кульского областного суда Кыдыка Джунушбаева - ныне зампредседателя Чуйского облсуда. Он пытался влиять на выносимые мною решения по гражданским делам. После отказов он сфабриковал дисциплинарный материал в Совет судей, в результате мне объявили замечание. Однако позже мне удалось доказать, что оно вынесено необоснованно. Как мне стало известно, Джунушбаев находится в хороших отношениях с Индирой Жолдубаевой и Нарымбаевым, и, вероятно, с этим и связана волокита. К слову, Кыдык Джунушбаев является родным братом Эрмека Джунушбаева, недавно осужденного за вымогательство $3 миллионов у топ-менеджера «Кумтора», - добавила Мыскал Кенжебаева.

Члены парламентского комитета сочли доводы женщины оправданными и направили материалы президенту КР для издания указа об ее освобождении от должности судьи.

Бизнес