В селах пяти областей республики (Баткенской, Джалал-Абадской, Иссык-Кульской, Нарынской и Ошской) провели исследование о школьном питании. Об этом ИА «24.kg» сообщила специалист по связям с общественностью Всемирной продовольственной программы (ВПП) ООН в КР Елизавета Залкинд.
По ее словам, в нем принимали участие родители детей и организаторы школьного питания: повара, педагоги, руководители образовательных учреждений, представители местных администраций и органов местного самоуправления. «Выяснилось, что примерно половина учеников младших классов располагает 10-15 сомами в день, на которые они могут купить себе «уличную» еду. Это свидетельствует о том, что у родителей есть финансовый потенциал для того, чтобы улучшить питание своего ребенка. Будет ли он использован для приобретения детьми потенциально небезопасной «уличной» еды или на улучшение школьного питания - предмет обсуждения с родителями и доверия к школе», - говорится в сообщении.
«Рядом с каждой обследованной школой, на ее территории, а иногда прямо в столовой, дети могут купить семечки, конфеты, сухую лапшу, а также традиционные курут и фруктовую пастилу. 46 процентов респондентов сообщают, что их дети употребляют такие продукты. Каждый второй ребенок покупает «уличную» еду два-три раза в неделю и чаще. Примерно 47 процентов родители не дают детям деньги на карманные расходы. При этом 35 процентов сообщили: «Другие родственники дают ребятам деньги так, что мы об этом узнаем чуть позже». 39 процентов ребят покупают на карманные деньги сладости, на втором месте - самсы (18 процентов). И лишь 3 процента детей покупают фрукты (обычно бананы), овощи или молочные продукты», - выяснили организаторы опроса.
По их данным, три четверти родителей считают, что нужно улучшить питание ребенка в семье, а 68 процентов - в школе. Но школьное питание должно стать разнообразнее и вкуснее. Почти 80 процентов родителей готовы поддержать улучшение. «Однако должны быть предложены механизмы, предоставляющие возможность участвовать в программе тем семьям, которые не могут помочь деньгами или иными материальными ресурсами. К примеру, это может быть трудовое участие на пришкольных участках», - считают в организации.
«В основном дети младшего школьного возраста страдают от недостатка питательных веществ. 4 процента родителей сообщили о том, что у их ребенка были проблемы со здоровьем, возникшие из-за неправильного питания, за время его учебы в школе. Респонденты сообщают, что до начала программы ВПП ООН отмечались случаи, когда дети в школе падали в обморок. Теперь в пилотных учреждениях таких случаев нет. Это признают директора и сотрудники школ», - отмечают в организации.
«Примерно 97 процентов респондентов сообщили, что они слышали выражение «здоровое питание». Русскоязычный термин используется в Кыргызстане на протяжении двух последних десятилетий в основном в профессиональной среде. Однако в бытовом повседневном общении этот термин используется редко. Как в кыргызском, так и в узбекском языках отсутствует понятие «здоровое питание». Соответственно, не факт, что все люди вкладывают в него одинаковый смысл. Свои представления о здоровом питании родители из южных областей формулируют так: «Сытый - значит, здоровый» или «Вкусно - значит, полезно». На севере кыргызскоязычный эквивалент «здорового питания» - это «легкое питание» («женил тамактануу») - отказ от животных жиров, употребление в достаточном количестве овощей и фруктов, избегание переедания, употребление пищи только «когда стоит солнце», - информируют в ВПП ООН.
«Во многих опрошенных семьях не уделяется должного внимания чистке зубов или мытью рук. В школах педагоги честно стараются уследить за гигиеной. Но на деле это оказывается непросто. В типовых школах умывальников достаточно. В школах, построенных не по типовым проектам, умывальников может быть вообще не предусмотрено. В учреждениях, не участвующих в программе ВПП ООН, умывальники в основном старые. В пилотных школах в зданиях установлены новые умывальники, к ним подведена теплая вода. Однако когда нужно накормить много детей за короткий промежуток времени, умывальников все равно не хватает. Школьные медицинские работники сообщают, что дети, даже если они вымоют руки, обычно вытирают их о платье, о штанишки или о волосы», - говорится в результатах исследования.
При этом 93 процента всех родителей понимают: чтобы разнообразить меню, им придется доплачивать. 84 процента полагают, что знают, о какой сумме идет речь, 80 процентов считают это приемлемым для себя и для своей семьи. Только 5 процентов опрошенных родителей видят в сооплате школьного питания только новые расходы.
«Школы, принимавшие участие в исследовании, расположены в сельской местности, преимущественно в аграрных районах. Специализация районов во многом определяет, какие продукты местного производства доступны, а какие должны завозиться. В частности, на юге развито овощеводство и садоводство. На севере в Иссык-Кульской области специализируются на выращивании яблок и абрикосов. Нарынский регион - преимущественно животноводческий, там доступны продукты животного происхождения. Тем не менее перерабатывающая промышленность в районах развита слабо. А местные производители имеют хорошую перспективу стать партнерами-поставщиками в местные школы», - говорится в сообщении.
Исследование провели ВПП ООН и МОФ «Инициатива Розы Отунбаевой».
Напомним, в настоящее время горячее питание предоставляется в младших классах школ республики. На одного школьника из бюджета выделяется 7 сомов, в отдаленных регионах - 10. Всего из республиканского бюджета ежегодно на это предусматривается 475 миллионов сомов. ВПП ООН вложит в оптимизацию школьного питания в КР около $11 миллионов. За 3,5 года в пилотный проект будет вовлечено 25 тысяч ребят в 250 начальных школах. В этих образовательных учреждениях проведут реконструкцию столовых, санитарной инфраструктуры и разработают здоровое меню для улучшения питания в районах с низким уровнем продовольственной безопасности.