«Да к чему мне все эти правила! Компьютер сам за меня ошибки исправит», - спорит Артемка с матерью. Женщина битый час отправляет того за уроки.
«Сегодня время другое - век компьютеризации! Никому эти занятия не нужны», - пытается переубедить ее школьник. В некоторых словах он умудряется делать по 3-4 грамматические ошибки.
«Непрально окассца»
«Это еще немного, - уверяет бывший учитель русского языка Нина Петровна. В школе она провела почти полвека, и за это время повидала многое. - Раньше дети читали книги, много читали. Родители с ними занимались, работали над домашними заданиями, и государство с каждого спрашивало. А сегодня тысячи родителей уезжают на заработки, оставляя отпрысков на попечение бабушек и дедушек. Многим старикам просто не под силу проверять уроки - им бы прокормить, одеть и обуть внуков».
«Да и не нужна сегодня эта грамотность никому, - считает она. - Общается молодежь сплошь в Интернете, писем, как раньше, никто и не пишет, максимум отправляют sms. Чтобы лишний раз не нажимать кнопки телефона, коверкают слова, сокращая как попало. Вместо буквы «о» набирают «а», чтоб быстрее. Так и привыкают к неправильной речи, произношению, написанию слов».
«А спрос только с нас, учителей. А ведь и «двойки» ставить нельзя - чтобы статистику не портить. Проводя диктанты, диктуешь буквально по буквам, но в тетрадках иногда даже не поймешь, что дети написали. Нередко приходилось исправлять синей пастой, чтобы хоть до «тройки» дотянуть. Разве раньше такое бы допустили?» - с грустью вспоминает педагог.
«Многое зависит и от учителей начальных классов, - подчеркивает Нина Петровна. - Не так давно в пятом классе у меня оказался ученик, которому я несколько месяцев объясняла, что значит выполнить упражнение. Вместо этого он переписывал само задание! Допустим, «списать текст, вставить пропущенные буквы, подобрать синонимы к выделенным словам». Он это переписывал и считал, что задание сделано. Чему учили его в начальной школе?»
Продается аттестат
По словам Нины Петровны, некоторые родители и вовсе не дают детям, особенно дочерям, окончить школу. «Учителя борются за хороших, грамотных, талантливых учеников, буквально уговаривают мам и пап: мол, без аттестата никуда. Иногда удается переубедить», - говорит она.
Отдельные взрослые, напротив, переживают за отпрысков и... покупают аттестаты. Только несколько дней назад Генпрокуратура сообщила о таком факте. В Таласской области ученику незаконно выдали свидетельство об окончании 9-го класса. За оказанные услуги получили вознаграждение в 15 тысяч сомов. А ученик и рад: в 2013/2014 учебном году он, использовав подложное свидетельство, поступил и обучался в городском экономическом колледже Таласа. Какой бы вышел из такого учащего специалист, гадать, думаю, не надо.
Верните «овца»!
О том, что население стало безграмотнее, говорят сами за себя, к примеру, ценники в магазинах и на рынках. Порой и не поймешь, что за экзотический фрукт или овощ продается. А в столовой нам предлагают отведать «щи зеленые с щавелями». Как минимум улыбнешься. Правда, если бы не так грустно. Ведь ошибки все чаще допускают не только простые люди. По роду службы часто имеешь дело с информацией, поступившей от пресс-служб различных министерств и ведомств. Вот несколько примеров из архивов.
Так, в ГУВД Чуйской области как-то «поступило сообщение от 45-летнего жителя села Саз о том, что у него пропал овец». Но «в ходе оперативно-розыскных мероприятий похищенный овец найден у жителя соседнего села». «В ходе проверки установлено, что 24-летний житель села Конуш хорошо ориентировался во дворе и знал об отсутствии у владельца овца сторожевой собаки. Дождавшись ночи, он взломал навесной замок хозяйственного строения, после чего похитил барана». С баранами, как видно, у милиции получилось лучше, чем с овцой. А однажды сотрудники этого же ГУВД задержали водителя, взбившего ребенка.
Есть некоторые проблемы и в пресс-службе Министерства чрезвычайных ситуаций. Там пишут о том, что в Нарынской области «произашло пожар, сгорело поздбище, жертв и пострадавщих нет». А в Джалал-Абадской области «с берега канал Маркай была замечено сдвиг оползень».
Оказать честь «Посолу»
Министр сельского хозяйства от имени всех присутствующих сердечно поблагодарил Посолу Японии в КР. А пресс-служба полпреда правительства в Иссык-Кульской области рассказывала о своих новостях. По региону «в общей республиканской тестировании более 200 балл набрали 14 учеников. Общий республиканскому тестированию приняли участие 4 тысячи 193 учеников».
В мэрии Бишкека информировали, что «в связи с ремонтными работами улицы Токтогула движение по улице Московской на отрезке улиц Советской - проспекта Мира временно стало двухсторонней». Данные мэры приняты для разгрузки улиц Киевская и Боконбаева. Видимо, сотрудники муниципалитета много думают о мэре города и о принятых «мэрах».
Ошибки допускают даже... в Министерстве образования и науки, которое, казалось бы, должно отвечать за качество образования граждан. В ведомстве рассказывают, что «состоялось рабочая встреча с авторами учебников», «началось августовская конференция», «в исполнении протокольного поручения вице-премьер-министра на совещание приглашены автора книг», в Оше состоялся семинар «по обучению новым стандартам государственного языка и определение уровни владения». А победителя конкурса «Первый учитель» ведомство отправило «на путешествие в Москву». Даже «аттестатт зрелости» пишется на сайте министерства именно так. Хотя Word автоматически убирает лишние парные буквы. Видимо, клерки «умного» ведомства решили «исправить» этот недочет.
Кстати, глава Минобразования Канат Садыков на всемирной акции «Тотальный диктант» получил «тройку». В этом чиновник признался на встрече с журналистами. «Я прогнозировал, что не получу «двойку», и я не получил ее. Я получил «тройку», - цитировали слова министра СМИ.
КР присоединился к акции второй раз. Весной 2014 года тотальный диктант в нескольких городах республики написали чуть больше тысячи человек. Самому пожилому участнику был 81 год, а самому юному - 14 лет. Это школьники, студенты, учителя и преподаватели, доценты и профессора, домохозяйки, бизнесмены, журналисты, пенсионеры, госслужащие, деятели культуры и искусства. По итогам проверки всего 13 (!) человек стали отличниками, что составило чуть более 1 процента, около 7 процентов - «ударники», почти 11 процентов диктант написали на «3» и около 77 процентов получили неудовлетворительную оценку. Тогда же выявили и антирекорды - по количеству допущенных ошибок. В работе студента одного из вузов обнаружено 113 орфографических и 23 пунктуационных ошибки.
Это ли не повод задуматься чиновникам? И Международный день грамотности, отмечаемый ежегодно 8 сентября, - еще один хороший повод обратить внимание на проблему.
Почему важно быть грамотным?
«Грамотность не просто меняет жизнь людей, она спасает жизни, - пишет в 2014-м гендиректор ЮНЕСКО Ирина Бокова. - Грамотность позволяет сократить нищету, найти работу, получить лучшую зарплату. Она является одним из самых эффективных способов улучшить здоровье матерей и детей, понять советы врачей и получить доступ к медицинскому обслуживанию. Жизнь более двух миллионов детишек в возрасте до 5 лет спасена благодаря улучшению образования женщин репродуктивного возраста. Грамотность способствует доступу к знаниям».
«Сегодня 781 миллион взрослых людей во всем мире не умеет ни читать, ни писать, ни считать, - говорится в послании. - Две трети из них - женщины. Свыше 250 миллионов детей неспособны прочесть ни строчки, хотя половина из них проучилась в школе 4 года. Какое общество мы сможем построить с этой неграмотной молодежью? Разве к такому миру мы стремимся? Мы хотим жить в мире, где каждый способен принимать участие в судьбах общества, иметь доступ к знаниям и в свою очередь вносить в них свой вклад».
«Новейшие технологии, в частности, достижения в области телефонной сотовой связи, открывают новые возможности для распространения грамотности в интересах всех людей, - уверена Ирина Бокова. - Мы должны больше инвестировать в эту работу, и сегодня я призываю государства и всех наших партнеров удвоить усилия в политической и финансовой областях, чтобы грамотность получила полное признание в качестве одного из наиболее мощных факторов устойчивого развития. Будущее, к которому мы стремимся, начинается с алфавита».