14:21
USD 89.51
EUR 96.93
RUB 0.97
Общество

Учитель.kg: бесправный и малооплачиваемый

«Ну что, Лариса Анатольевна, остаетесь в школе?» - с надеждой спрашивает директор сельской школы у учителя русского языка.

Педагог с 50-летним стажем после летнего отпуска еще в раздумьях.

Двери всегда открыты

«Вы, пожалуйста, хорошо подумайте! Мы согласны на любые ваши условия», - уговаривает начальство.

И так учитель в пенсионном возрасте сдается каждый год после долгих уговоров. Ставка учителя русского языка вакантна в этой школе почти постоянно. В результате преподает великий и могучий то географ, то учитель английского языка. А желающих посвятить свой труд детям, несмотря на редкий выбор работы в сельской местности, нет.

Почти два месяца в одной из газет читаю регулярные объявления о поиске специалистов в городскую муниципальную школу (Чуйская область). Требуется сразу несколько учителей: 3 - в начальные классы, 2 - по русскому языку, по одному - математики, ИЗО и черчения, географии и экономики. Лето пролетело, а вакансии так и печатают. Не меньший спрос и в одну частную школу. Там в русские классы требуются: преподаватели географии, математики, физики, в кыргызские - пения, химии, английского. Правда, в частной школе обещают всего по 15-20 детей в классе. В отдельных столичных школах, для сравнения, обучается чуть ли не по 40 учеников в классе. Но и это не прельщает специалистов.

В школу? Ни ногой!

Вопрос обеспеченности общеобразовательных учреждений кадрами остается актуальным, признает министр образования и науки Канат Садыков. «На майский учет у нас было 1,7 тысячи вакансий, сейчас цифра уточняется. К сожалению, она не уменьшается, а увеличивается, достигая примерно 2 тысяч. То есть в среднем по республике в одной школе не хватает одного учителя. Однако при этом по Чуйской области насчитывается более 700 вакансий, а только по Бишкеку - более 400. А, к примеру, по нескольким районам Нарынской области (высокогорной) всего не хватает 34 педагога. Почему? Потому что там зарплата с доплатой, с коэффициентом. И люди остаются, пенсионеры не хотят уходить из профессии», - рассказал недавно на встрече с директорами школ он.

По словам ректора Кыргызского государственного университета имени Арабаева - Толобека Абдырахманова, вуз ежегодно выпускает больше тысячи специалистов, а в школах из них задерживаются единицы. «В 2014-м по направлению распределили более 1,6 тысячи студентов, которые должны будут отработать два года. Доезжает до места около 76 процентов специалистов. Но главное - не это, а то, чтобы они остались там работать. Иногда бывает, что через год ситуация та же из-за отсутствия социальных условий», - отмечает Канат Садыков.

Сколько из студентов-бюджетников рискнет оказаться в школьной среде, пока неизвестно. «Сегодня в школу приходят молодые специалисты, которые боятся даже учеников пятого класса. Они боятся в первое время войти в класс и остаться с ними один на один. А все потому, что за время учебы студенты не проходят практику. По крайней мере, к нам последние лет 5-6 вообще никто не приходит. Хотя мы готовы принять на практику, если понравится, то можем оставить у себя и на постоянную работу, - подчеркивает директор столичной школы №61 Юрий Низовский. - В советское время практика в школе начиналась со второго курса, было и классное руководство. А сейчас приходят учителя, которые даже мел в руках не держали. Помочь тоже некому: в школе каждый занят своим делом. Такая жизнь, что приходится работать в нескольких местах, поэтому молодому специалисту очень сложно, даже хорошему».

Призвание без знаний?

При этом стимул за учительский труд небольшой. По словам главы Минобразования, «средняя зарплата учителя сегодня составляет 8,6 тысячи сомов, что ниже, чем средняя по стране - 13,3 тысячи». А по данным директоров столичных школ, учитель начальных классов, где обучается 40 с лишним детишек, получает всего около 6 тысяч сомов. Много ли желающих тратить свои нервы за такую мизерную сумму? И с каждым годом таких энтузиастов остается все меньше и меньше. Вот и приемная кампания в вузах республики в этом году затянулась. Если сначала сообщали о сроках трех отборочных туров приема на грантовое обучение, причем последний проводился с разрешения Минобразования, то прошло уже пять туров!

По итогам четвертого вакантными оставались 250 бюджетных мест в 12 вузах республики. И почти половина из них по педагогическим специальностям. В университете имени Арабаева, к примеру, не добрали студентов на логопедию, сурдопедагогику, олигофренопедагогику, дошкольную педагогику и начальную школу.

Чтобы выполнить план приема, в заключительном туре пороговый балл по основному тесту для абитуриентов, поступающих на грантовое обучение по педагогическим и гуманитарным направлениям подготовки в бишкекские вузы, снизили со 110 до 95 баллов. Комиссиям разрешено допускать к конкурсу на бюджетные места также абитуриентов, не сдававших предметные тесты (кроме медицинских специальностей). Хотя ранее в профильном министерстве категорично заявляли, что послаблений для желающих стать студентом не будет.

Кстати, в ходе Общереспубликанского тестирования лучшим оказался ученик, набравший 231 балл! А многие не смогли добраться и до 100-балльного порога, то есть не преодолели и половину. Снизить планку чиновники, конечно, могут. Но добавится ли от этого знаний абитуриентам? Получатся ли из них высококвалифицированные специалисты через несколько лет?

На вопрос ИА «24.kg», почему снизили баллы, Канат Садыков ответил, что «были желающие обучаться, но им не хватало небольшого количества баллов». А пару лет назад министр заявлял журналистам по-другому: «Нам предлагали снизить для педагогов пороговый проходной балл по Общереспубликанскому тестированию, однако мы отказались. Зачем готовить глупых специалистов, которые потом будут учить наших детей? Лучше займемся теми, кто поступил».

Начальник же управления дошкольного, школьного и внешкольного образования Марат Усеналиев уверен: главное - не количество баллов, а «чтобы у человека прежде всего были призвание, желание работать». «И такие патриоты у нас есть», - считает он.

Вернуть статус

«Планку нужно не снижать, а повышать! Ведь чем ниже пороговый уровень, тем ниже будут знания того же учителя. К тому же снижать баллы в конце несправедливо. Это все нужно оговаривать заранее. Получается, человек мог поступить на другую специальность, в другой вуз. Может, он поторопился и сдал талон, лишь бы сдать. А потом и получится «лишь бы специалист». Принимать следует тех, кто действительно хочет идти в профессию, работать с ними, заинтересовывать, - отмечает Юрий Низовский. - Тем более депозит молодого учителя не сработал. Сумма там совсем небольшая, оговаривалась без учета инфляции, минус налоги... Потому не каждый остается в программе. Нужен другой подход и в самом Министерстве образования. Им нужно уделить внимание улучшению качества образования, учебников, а борьбой с коррупцией должны заниматься другие ведомства. При этом вся работа в Минобразования направлена именно на борьбу с коррупцией, поскольку сегодня это модно».

Толобек Абдырахманов считает: первое, что поможет удержать педагогов в школе, - достойная зарплата. «В 2011 году ее существенно повысили, и сразу появился интерес. Но в течение последних трех лет движения нет, и многие задумались. Ну и самый главный вопрос - это повышение социального статуса учителя как со стороны государства, так и министерства, айыл окмоту, директоров школ. Когда учителя станут уважаемыми людьми, тогда будет и престиж профессии, как в советское время. В селах поднять соцстатус легче, - полагает он. - Недавно я беседовал с родителями абитуриентов, которые жаловались на учителя физики, мол, постоянно пьянствует. А ведь это их забота! Должны бить в колокола и заменить такого учителя. А если молча смотреть... Сейчас как? Отдали ребенка 1 сентября в школу и встретили 30 мая».

«Сейчас школы - это такие объекты, которые финансируются по остаточному принципу. Если так будем поступать, то действительно потеряем их. В итоге останутся работать только те люди, которым больше некуда идти. Они будут просто отрабатывать мизерные деньги», - заметил Толобек Абдырахманов.

Похоже, что и терять вскоре будет некого: все перечисленные чиновниками проблемы - уже реальность...

Бизнес