Правозащитники уверены, что засекречивание бюджета силовиков в условиях высокой коррумпированности системы приведет к росту финансовых махинаций. К такому выводу гражданские активисты пришли после того, как на слушаниях по проекту госбюджета стало известно: бюджеты силовых ведомств (МВД, Министерства обороны, ГКНБ, и Пограничной службы) отныне засекречены. Об этом заявил заместитель министра финансов Арзыбек Кожошев.
В партнерской группе «Прецедент» недоумевают, почему многие гражданские активисты, журналисты и даже юристы считают это нормальным - мол, это же государственная тайна - и деликатно обходят эту тему. «Такая «предупредительность» в стране коррумпированных силовиков смахивает на «молчание ягнят», - считают юристы объединения.
«Государственная тайна - это такие сведения, распространение которых угрожает национальной безопасности. Например, план развертывания войск в случае иностранного вторжения. Или типовые планы силовиков в случае массовых беспорядков. Не дай бог, они попадут к радикальным политикам, это позволит им при организации хаоса блокировать действия силовиков. Или сведения, касающиеся личной безопасности высших лиц государства», - напоминают гражданские активисты.
По их мнению, «чрезмерная нецелесообразная секретность также является угрозой национальной безопасности».
В «Прецеденте» напоминают, что любое «сокрытие информации о том или ином, даже если это сокрытие обоснованно, неизбежно порождает инсинуации и дезинформацию».
«Чем больше достоверной официальной информации дает сама власть, тем меньше «козырей» в руках ее деструктивных оппонентов. Относительно бюджетной информации происходит распространение информации о коррупции и воровстве в тех сферах, где такой коррупции и воровства, возможно, и нет, но зато у некоторых политических лидеров есть большие группы сторонников, готовых выйти на улицы для свержения этой власти», - комментируют правозащитники.
По их мнению, в данном случае при засекречивании бюджета силовиков «необходимо обосновать его целесообразность, то есть показать причинно-следственную связь между раскрытием информации и наступлением вредных для безопасности последствий».
Стоит отметить, что до 2013 года бюджеты этих четырех госструктур были открытыми.
«Логика силовиков в пользу засекречивания их бюджета очень проста: если вероятные противники нашего государства будут информированы об их расходах, они могут повредить нашему правопорядку, обороноспособности, безопасности внутри страны и на границах. Такое объяснение, конечно же, производит впечатление на обывателей, но при более внимательном изучении вопроса наталкивает на другие мысли. Что могут узнать иностранные спецслужбы из бюджета силовиков, чего им знать нежелательно? Они не узнают ничего о секретных разработках, об их тайных операциях и намерениях, это в бюджете не отражается. Они не узнают о приоритетах и особенностях в деятельности и развитии отдельных служб, так как бюджет отдельных ведомств в республиканском бюджете представлен в агрегированном виде, то есть множество деталей распределено в несколько статей расходов, важных для финансового и общественного контроля. Конечно же, иностранные спецслужбы могут анализировать и делать какие-то выводы и по агрегированным данным, но эти выводы они могут сделать и без доступа к бюджету этих органов, просто проанализировав данные открытых источников информации», - уверены юристы.
«В условиях высокой коррумпированности правоохранительных органов это приведет к разрастанию финансовых махинаций в этой среде и, соответственно, к незаконному обогащению высокопоставленных офицеров и в итоге - к усилению полицейской мощи «аппарата насилия» государства. Например, однажды правительство выявило, что одно из силовых ведомств зарабатывает тем, что сдает в аренду вертолеты для охоты разным нуворишам. Как обычн, доходы от аренды больше шли в чьи-то полковничьи и генеральские карманы, чем государству. А потом изношенные вертолеты падают в горах при выполнении государственных задач. Если бы их бюджет был открыт, компетентная общественность могла бы своевременно выявить этот факт и сберечь вертолеты», - считают гражданские активисты.
По данным юристов «Прецедента», МВД и ГКНБ планируют «значительные расходы для вторжения в сферу частной жизни граждан, а именно для организации комплекса мер для бесконтрольного прослушивания телефонных переговоров и вскрытия электронной переписки».
«Усиление полицейской мощи «аппарата насилия» в сегодняшних условиях приведет к подавлению гражданских и политических свобод, к сворачиванию всех прогрессивных реформ силовых структур, к уничтожению конкурентной политической среды и реконструкции единой коррупционно-властной иерархии. То есть в Кыргызстане вред для национальной безопасности в результате распространения информации о бюджете силовых органов неизмеримо меньше, чем в случае его сокрытия от общественности», - резюмируют правозащитники.