15:01
USD 84.22
EUR 93.82
RUB 0.91
Общество

Владимир Школьный: Религия – фундамент человеческой нравственности и морали

В Кыргызстане сложилась тревожная обстановка в связи с религиозным экстремизмом, который разрастается в молодежной среде. Агитация, которую ведут среди молодых людей представители запрещенных течений, с каждым годом лишь набирает обороты. Если ранее это являлось дестабилизирующим социальным фактором, то в настоящее время уже представляет явную угрозу безопасности республики.

Автор недавно вышедшего учебного пособия «Религия в истории мировой культуры», консультант правоохранительных и силовых структур в сфере религиозной безопасности, преподаватель кафедры ЮНЕСКО КРСУ по изучению мировой культуры и религии Владимир Школьный ответил на некоторые вопросы ИА «24.kg».

- По данным МВД, в КР растет религиозный экстремизм в молодежной среде. С чем это связано?

- Причин у этого, на мой взгляд, несколько. Отмечу главные. Во-первых, полное отсутствие единой государственной идеологии и политики в отношении как всего общества, так и молодежи. Идеология могла бы цементировать и скреплять наше общество, ориентируя его на процветание. Без этого, как показывает многовековая история цивилизации, ни у одного государства не было нормального будущего.

Вторая основная причина обращения молодежи к экстремизму - в ее нетерпеливости. Это качество, помноженное на пренебрежение молодых к ценностям предыдущих поколений и недоверие их к госструктурам в связи с их ложью и необязательностью, толкает их на путь экстремизма. Молодые люди за двадцать последних лет уже более чем насытились пустыми обещаниями властей.

Проще говоря, из-за недостатка жизненного опыта молодежь в основной своей массе считает, что светлое будущее путем насилия можно построить уже чуть ли не завтра. В итоге они всего лишь скатываются на позицию булгаковского героя Шарикова: надо насильно у всех все отнять, а потом среди всех разделить поровну. И вот тогда наступит счастье на земле... Но история человечества опровергает это.

- Как бороться с этим разрушительным для общества явлением?

- Эту проблему на отдельно взятом уровне не решить. Она требует совместных усилий - и государства, и каждого гражданина. Иначе никак.

- По второму образованию вы психолог. Вам известны случаи, когда запутавшиеся в религиозных постулатах молодые люди все-таки находили правильную дорогу?

- Ни один молодой человек или девушка без мудрого, дальновидного и беспристрастного наставника не в состоянии разобраться в глубинах религий. И из сектантских сетей, это я могу сказать с полной ответственностью, еще ни один человек не смог вырваться самостоятельно. Здесь необходима квалифицированная помощь грамотных специалистов. Плюс обязательное знание приемов работы той или иной секты.

- В этом году вышло ваше учебное пособие для школ «Религии в истории мировой культуры». Что подвигло вас к созданию книги?

- Причин тому несколько. Основная из них - отсутствие обобщенной и достоверной информации о том, что же собой представляет религия как таковая, каковы ее формы, направления, принципы влияния и воздействия на человека, последствия этого влияния. Постарался все это собрать в единое целое - так и появилось настоящее пособие.

- Какое место религия должна занимать в обществе?

- На данном этапе развития человечества религия должна занимать одно из главных мест в идеологическом поле любого социума. Вопрос только в том, кого можно допускать к работе с верующими. Согласитесь, что у нас полно всяких проходимцев в любой религии. Самое опасное в этой сфере - слияние религии и политики. В этом случае уж точно ничего хорошего ждать не приходится, кроме экстремизма.

- Какие религиозные течения в КР наиболее опасны для общества?

- Независимо от направления, будь то христианские, исламские или иные, опасны для общества именно те, которые разрушают психику человека, - деструктивные, или же призывающие к насилию, нацизму. Деструктивным религиозным организациям в моем пособии выделен целый раздел. К таковым относятся Церковь саентологии, «Белое братство», Церковь объединения Сан Мен Муна, Церковь Иисуса Христа святых последних дней, Свидетели Иеговы, «Хизб ут-Тахрир аль-Ислами», Исламское движение Туркестана, «Акромия», джамиат «Аль-Ихван аль-Муслимин, ваххабиты, Международное общество сознания Кришны, сатанисты и другие. Список этот далеко не полный. Я выбрал только наиболее ярких представителей псевдорелигиозных движений деструктивного характера.

- Как у нас заманивают молодежь в секты?

- Достаточно просто. Редко когда можно встретить человека, который доволен всем в своей жизни и не имеет каких-либо проблем или затруднений. Далее - дело техники: надо «подарить» человеку «мечту» и повести его к ней тернистой дорогой. Самый простой пример - точно так же, как коммунисты вели народы СССР 74 года в светлое будущее. Примеров масса. У сектантов это выглядит несколько проще: берется одна из священных книг - Библия, Коран, Веды или другая, без разницы, и выборочно грамотно цитируется на тему светлого будущего. А потом от имени Всевышнего указываются те самые «дорога Откровения», «путь Истины» и прочее.

Немного о психике человека. Точнее, о его вере в прекрасное, в любовь, в правду... Так вот, психика человека устроена в этом плане несколько противоречиво. И вера человеческая формируется с младых ногтей в двух направлениях. Первое - конкретная вера, то есть не поверю, пока сам не увижу, не услышу и не потрогаю. Проще говоря, до тех пор, пока мои три канала восприятия окружающего мира не подтвердят наличие исследуемого объекта.

Вторая - абстрактная вера, это продукт абстрактного мышления, присущего исключительно человеку. Вера в Бога - пример тому.

Всевышнего нельзя увидеть, услышать или прикоснуться к нему. В священных книгах есть даже предупреждения на эту тему: Бог настолько прекрасен, совершенен, вездесущ и всемогущ, что, увидев Его, услышав или прикоснувшись к Нему, человек просто умрет от шока, от счастья, вызванного присутствием рядом со столь совершенным Существом. Отсюда и вопрос: как человек на протяжении тысячелетий верит в того, кого нельзя ни увидеть, ни услышать, ни потрогать? Вот вам пример абстрактной веры.

Кстати, в клинической психиатрии есть шутка-определение: «Когда ты обращаешься к Богу - это молитва. Когда Бог обращается к тебе - это шизофрения». Как раз по этому принципу и стоит относиться к людям, которым было «откровение свыше» или они слышали «глас Божий». Диагноз здесь всегда однозначен: либо перед вами проходимец-ловкач, либо у человека, делающего подобные заявления, шизофрения в том или ином проявлении.

В Бога можно только верить, обратной связи простые люди не могут быть удостоены. В крайнем случае к избранным из нас им могут посылаться его посланники-посредники: ангелы, архангелы, херувимы, серафимы и так далее. Кстати, по его посланнику можно даже определить значимость того или иного пророка. К пророку Мухаммеду, например, для передачи ему содержания Корана был послан самый главный архангел - Джибриль (Гавриил). Уже одно это показывает на доверительность Откровения Всевышнего по отношению к Мухаммеду.

Проходимцы пытаются спекулировать на этом: мол, ко мне приходил ангел от Всевышнего и дал «откровения». В таком случае достаточно задать наводящий вопрос: а как он выглядел, кем представился и каким голосом передавал «откровения»? Тут вся хлюзда и выходит наружу. В священных книгах и в Сунне есть точные описания подобных небожителей, чего проходимцы как раз и не ведают.

Среднестатистический человек очень доверчив. Нам хочется чудес...

- А чем отличается молодежный экстремизм от обычного?

- Все упирается в психологию человека. В свое время Э.Эриксон вывел свою теорию эпигенеза о восьми этапах в жизни каждого человека. Исходя из своего опыта работы, я бы добавил еще две кульминационные точки в жизни человека: 26 и 36 лет. Почему именно они? В первом случае заканчивается формирование направленности личности среднестатистического человека. А во втором - формирование устойчивости личности.

До 26 лет человек еще не определился, чего он конкретно хочет в жизни и как это должно происходить. В этот же период - с 12 до 24 лет - у человека происходит и заканчивается пубертатный период, перестраивается гормональный фон организма, во многом меняется отношение к окружающему миру и населяющим его существам, включая людей. И прежде всего хочется поскорее повзрослеть, стать веским и категоричным, авторитетным и признанным. Однако ведь все это нарабатывается годами! А попробуйте доказать это молодежи! Она еще до конца-то не самоопределилась, а уже мир переделать хочет.

Категоричности - через край, а опыта и мудрости катастрофически не хватает. А тут еще и отсутствие единой государственной идеологической политики в отношении молодежи, недоверие и нетерпение, о которых мы говорили выше. Тут и выходят на сцену, помимо отечественных проходимцев, различные сладкоголосые зарубежные религиозные эмиссары, латентной задачей которых зачастую является намерение мутить воду в нашем независимом и суверенном пруду.

- Минобразования КР в новом учебном году намерено ввести новый предмет - «История культуры религий». Вашу книгу будут использовать?

- Книга на уровне Минобразования КР получила статус учебного пособия, а вот собирается ли ведомство ее использовать в учебном процессе, не знаю.

- Кто сможет вести этот курс в школах?

- За неимением в школах специалистов в области религиоведения у нас этот курс будут вести все - от историков до техничек. Несколько наших вузов ежегодно выпускают дипломированных религиоведов, но в школу, насколько мне известно, еще ни один из них работать не пошел. Скорее всего, из-за несоответствующей оплаты труда.

- В настоящий момент около 100 кыргызстанцев принимают участие в боевых действиях в Сирии. В основном туда отправляется легко поддающаяся чуждым призывам молодежь. Чье это упущение - ДУМК или государства?

- Это упущение всего общества, а не какой-то отдельно взятой организации или структуры.

- Какое отношение должно быть у современной молодежи к религии?

- Прежде всего уважительное. Ведь религия - это часть нашей истории и культуры, фундамент человеческой нравственности и морали. По крайней мере, мировые религии не дают нам на данном этапе просто одичать под воздействием интенсивно навязываемых нам западных идеалов и ценностей.

- Вы верующий человек?

- Да. Хотя, как психолог и религиовед, могу сказать, что верую во Всевышнего по-своему, а не как положено христианину, мусульманину или буддисту. Что касается сект, ни в одной из них никогда не состоял, не состою и не собираюсь, а вот воюю с ними уже достаточно давно. И вера моя мне в этом помогает.

- А ваши дети?

- Они тоже верующие люди. Надеюсь, что со временем они придут к единодушию со мной.

Бизнес