12:04
USD 88.85
EUR 94.81
RUB 0.95
Общество

Декларация.kg. Церковные мыши на «лексусах»

Корреспонденты ИА «24.kg» продолжают анализировать декларации о доходах и имуществе чиновников. В отличие от депутатов и представителей первого эшелона власти многие руководители министерств и ведомств не могут похвастать солидным состоянием и крупной недвижимостью. По крайней мере, в их отчетах о доходах указаны весьма скромные данные.

Просто «выживают»

Изучив отчет министра юстиции Алмамбета Шыкмаматова за 2013 год, можно прослезиться. Он не имеет ни жилья, ни машин и зарабатывает меньше своих коллег из правительства. Его жалованье за прошлый год составило всего лишь 395 тысяч 824 сома. Причем в 2012 году Шыкмаматов зарабатывал больше. Тогда размер его годового оклада составлял 434 тысячи сомов. Зато родственники чиновника в 2013 году получили годовой доход в размере 4,7 миллиона сомов. Как указано в декларации, это кредит.

Бедственное положение и у глав МЧС Кубатбека Боронова, Пограничной службы Раимберди Дуйшенбиева, Госстроя Турдубека Мамбетова, Госслужбы финансовой разведки Мэлиса Мамбетжанова. У них тоже нет собственного угла и «колес».

При этом главный борец с природными катаклизмами подрабатывает преподавателем. По-видимому, ставка совсем минимальная, поскольку в год он заработал всего около 10 тысяч сомов. Да и по зарплате получился «минус». За 2012 год Боронов заработал в общей сложности 806 тысяч 986 сомов, а в 2013-м его кошелек похудел на 83 тысячи.

Не имеет собственного жилья и глава Госагентства по геологии и минеральным ресурсам Дуйшенбек Зилалиев. Зато его родственники имеют две квартиры, 50 процентов доли в дачном доме, автомобиль «Хонда» 2004 года выпуска.

Список бездомных чиновников пополнила и глава ГРС. Алина Шаикова, будучи заместителем министра финансов, заработала 215 тысяч 965 сомов, но не имеет ни собственного жилья, ни машин. Изменится ли ее финансовое состояние в новой должности, покажет декларация-2014.

Не может похвастать богатством и министр иностранных дел. Эрлан Абдылдаев заработал за 2013 год около 600 тысяч сомов, имеет в собственности квартиру и дачный дом с участком в 6 соток. Образец добропорядочного чиновника средней руки советского периода! Помнится, тогда было модно иметь приусадебное хозяйство за городом и малогабаритную квартиру в центре.

Если сравнить размер жалованья главы внешнеполитического ведомства с 2012 годом, которое тогда составляло около 188 тысяч сомов, то видно, что он подрос более чем на три порядка.

Дамы и валет

Не вызывают сомнения данные декларации председателя Счетной палаты Эльмиры Ибраимовой. Всегда скромная и воспитанная дочь Султана Ибраимова никогда не кичилась своим положением и не входила в список богатых людей страны. У нее и ее родственников нет ни собственного жилья, ни автомашин. Глава СП КР имеет в год 1 миллион 452 тысячи сомов зарплаты.

В отличие от не менее скромных родственников Эльмиры Ибраимовой у генерального прокурора Аиды Саляновой довольно зажиточная родня. Если в 2013 году сама глава надзорного органа заработала по месту службы 573 тысячи сомов, то ее родственники - 3 миллиона сомов. Видимо, у ее близких неплохо развита предпринимательская жилка. Интересно, помогает ли им в этом должность их высокопоставленной родственницы?

Не менее скромен достаток у главного «контролера деклараций». Руководитель кадровой службы Аалы Карашев живет только на зарплату, которая в 2013 году составила 617 тысяч 681 сом. У него есть дом площадью 118 квадратных метров. А у его родственников нет ни жилья, ни машин. При этом в отчетном документе нет ни слова о той же чайхане «Азим ата» в центре Узгена, принадлежащей его семье. Или это питейное заведение больше не является собственностью Карашевых?

Помнится, когда Аалы Карашев был губернатором Ошской области в 2009 году, он считался одним из самых богатых людей страны наряду с бывшим мэром Мелисом Мырзакматовым.

Абрамович местного масштаба

Просто олигархом на фоне других чиновников выглядит спикер Бишкекского горкенеша Марат Аманкулов. Тот самый, который ранее возглавлял Фонд по управлению государственным имуществом. Согласно его отчету, он имеет в собственности ни много ни мало... 14 домов и 7 автомобилей. Причем один из домов с участком более 6 тысяч квадратных метров. Вероятно, таким имуществом, по крайней мере, на родине, не может похвастать даже президент страны. При этом родственники спикера горкенеша тоже небедные. Они имеют 5 домов, площадь одного из них превышает 3 тысячи квадратных метров, а также 3 автомобиля.

Интересно, что в декларации о доходах за 2012 год, когда Марат Аманкулов возглавлял Фонд по управлению госимуществом, за ним числились 7 домов. Причем самый маленький из них занимает 300 квадратов. В то время Аманкулов был обладателем всего одной автомашины - «Лексус-570». Если сравнить отчеты двух последних лет, то имущество чиновника, сменившего портфель на мандат, увеличилось на 7 домов и 6 машин. Весьма неплохо для госслужащего среднего уровня.

Марат Аманкулов никогда не говорит о своем бизнесе и родне. Про того же Чыныбая Турсунбекова (лидера фракции СДПК - партии власти), родственником которому он приходится, известно, что он активно занимается предпринимательством, а сам Аманкулов свое состояние нажил на «нитках и иголках». В его досье так и написано, что с 1990 года он занимается частной предпринимательской деятельностью по производству продукции легкой промышленности, ориентированной на экспорт.

Ты и я такие разные

Сказывается на декларациях и профиль работы чиновника. Вот, например, у главы Госагентства охраны окружающей среды и лесного хозяйства Сабира Атаджанова имеется в распоряжении 7 тысяч квадратных метров многолетних насаждений. По-видимому, сохранять экологию этот руководитель учится прямо у себя в «огороде». Согласно отчету, у него есть дом, земельный участок, автомобиль и сельхозкооператив.

А у руководителя Госагентства по делам местного самоуправления и межэтнических отношений Накена Касиева есть кирпичный цех площадью 40 тысяч квадратных метров. В собственности Касиева дом площадью 193 квадратных метра, автомобиль Daimler-Benz-420 1997 года выпуска, ОсОО, переданное в доверительное управление. При этом Касиев еще преподает, имея от этого около 170 тысяч сомов дохода.

В свою очередь главный чекист страны и его родственники предпочитают зарабатывать, вкладывая средства в ценные бумаги. В 2013 году председатель ГКНБ Бусурманкул Табалдиев получил более 47 тысяч сомов дивидендов. Другой силовик, главный милиционер Бишкека Мелис Турганбаев, разбогател в прошлом году на 3 миллиона сомов от торговли крупным рогатым скотом. Оно и понятно, на скромное жалованье милицейского начальника особо не пошикуешь.

Анализ деклараций банкиров показывает, что годовой доход главных финансистов страны превышает миллионный сомовый порог.

Экс-руководитель Нацбанка Зина Асанкожоева за 2013 год заработала 1 миллион 715 тысяч сомов. Она также получила проценты по банковским вкладам. В 2012 году Асанкожоева также занимала лидирующие позиции в рейтинге госслужащих-миллионеров.

Ее бывшие замы Заир Чокоев и Бактыгуль Жээнбаева тоже далеко не бедные люди. Первый заработал 1 миллион 475 тысяч сомов, а также получил 10 тысяч сомов в качестве процентов по вкладам. Еще один замглавы Нацбанка - Абдыбалы тегин Суеркул - в своей декларации о доходах сообщил, что заработал на основном месте работы 1 миллион 465 тысяч сомов. А проценты с его вкладов составили всего... 978 сомов.

Отделаться легким испугом

В Кыргызстане декларационная кампания проходит около 10 лет. Однако этот механизм борьбы с коррупцией не оправдал себя и носит скорее формальный характер. Ни одного чиновника не испугать такого рода проверкой. А чего бояться, если рука руку моет.

Нет ни одного факта привлечения к ответственности за указание в декларации недостоверных данных.

Главы министерств и ведомств заполняют отчетные документы больше «для галочки». Как проверить, допустим, соответствуют ли сведения, указанные в декларации, например, того же главы ГКС, который проверяет сегодня отчеты своих коллег по чиновничьему цеху?  

В общем, в Кыргызстане чиновники могут и дальше обогащаться спокойно, не боясь ничего, тем более закона. Законы не работают. Они для простых смертных. Разве не так? Все знают, у кого какой бизнес, кто в каких хоромах живет и как часто обновляет личный автопарк. При этом по-прежнему на бумаге наши чиновники бедны, как церковные мыши. Что касается общественного порицания, то к нему у истеблишмента стойкий иммунитет.

Бизнес