06:37
USD 84.22
EUR 93.82
RUB 0.91
Общество

Стратегия соцзащиты: написать и забыть

Чиновники в Кыргызстане любят сочинять и излагать свои умные мысли, мечты, планы в многочисленных стратегиях и программах. И неважно, что порой они не выполняются, а то и просто забываются.

В споре рождается истина?

Накануне в правительстве состоялось очередное заседание межведомственной рабочей группы, где обсудили проект программы социального развития в КР на 2015-2017 годы. Без споров и критики не обошлось. Буквально за несколько часов до заседания Ассоциация НКО по продвижению прав и интересов детей распространила свое обращение на имя главы кабмина и вице-премьер-министра КР по социальным вопросам.

Гражданские активисты попросили «остановить недемократические методы министра соцразвития Кудайбергена Базарбаева». «Он проигнорировал предложения представителей гражданского общества - членов межведомственной рабочей группы. Аналогичные методы ранее уже были использованы главой ведомства при антиконституционном снижении в 2013 году размера гарантированного минимального дохода и размеров пособий детям из малообеспеченных семей», - написали они.

С вопросов и претензий и началась встреча. «Если честно, я в замешательстве. На одной из последних встреч структура программы была несколько иной. Почему так получилось? Документ предусматривает категориальный подход. Почему выбран именно такой принцип, несмотря на то что представители других министерств и ведомств, неправительственного сектора предлагали несколько иной подход? - поинтересовалась глава Центра защиты детей Мира Итикеева. - Категории приводят к увеличению финансирования. Складывается впечатление, что работали разные люди, хотя мы, около 70-80 человек, были как одна команда».

«Действительно, в предыдущий раз мы собирались, поскольку было две разные группы, которые разрабатывали один и тот же документ. Тогда и было принято решение расширить группу, - признала вице-премьер-министр Эльвира Сариева. - А сегодня мы хотели рассмотреть единую программу. Однако, насколько я понимаю, произошло разногласие по поводу того, категориальный подход использовать или инструментальный. И соответственно изменилась структура документа».

«Если мы перейдем без подготовки на инструментальный принцип, то потеряем всю устоявшуюся систему. Европейский союз, один из главных наших доноров, конкретно рекомендовал министерству оставить данную структуру», - пояснил Кудайберген Базарбаев. Чиновник предложил провести пилотный проект на одном из районов и уже в новой стратегии с 2018 года заложить иной подход, исходя из полученных результатов.

«Официально хочу обратиться к представителям донорских агентств: на что тратятся деньги? Получается, это очередное шоу, как всегда, - парировала Мира Итикеева. - Хотя мы, НПО, отложив свои дела, работали наравне вместе с вашими сотрудниками».

Деньги в трубу?

Другой член группы Назгуль Ташпаева аргументировала, чем плох категориальный подход. По ее данным, несмотря на увеличение финансирования системы социальной защиты, напряженность не снижается. «Увеличение финансирования налицо. В некоторых случаях по сравнению с 2005, 2010 годами отмечается рост в 2-3 раза. К сожалению, это происходит в большей степени за счет поддержки отдельной категории граждан. К примеру, досрочный выход на пенсию, надбавки судьям, прокурорам. Хотя в настоящее время они не являются бедными и нуждающимися, но финансируются из соцзащиты. Растет финансирование денежных компенсаций взамен льгот, опять-таки за счет категориального подхода», - сказала она.

Назгуль Ташпаева отметила, что в категории «получающих» (денежные компенсации, пособия по безработице, по беременности, пенсии, реабилитационные услуги) только небольшая часть действительно нуждающихся. «А большинство система не охватывает. Поэтому эффективность использования ограниченных бюджетных средств под огромным вопросом», - считает она.

«При категориальном подходе отмечается несогласованность мер социальной защиты. Например, рассматривался вопрос оплаты услуг приемных родителей в 18 тысяч сомов. В то же время биологические родители, у которых есть дети с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ), оплату за свой труд не получают вообще. При этом размер соцпособия не доходит до черты бедности и прожиточного минимума. А размер пособия ребенку из малообеспеченной семьи составляет лишь 500 сомов, что намного меньше, чем направляется в интернаты (10,3 тысячи сомов).

Кстати, действующая Стратегия развития социальной защиты на 2012-2014 годы не предусматривала увеличения финансирования интернатных учреждений. Однако в то же время Минсоцразвития пошло на такой шаг и в 2013-м, и в 2014-м. Но механизмы финансирования государственных интернатных учреждений не были усовершенствованы, как предусматривалось. Такая несогласованность должна быть исправлена», - советует Назгуль Ташпаева.

По мнению специалиста, «сам категориальный подход противоречит принципам бюджетного права, из-за него усиливается социальная несправедливость в отношении тех категорий, которые не были включены в стратегию (работающие дети, выпускники интернатных учреждений, дети войны, матери-одиночки), а также создаются условия для коррупции». «Однозначно такой подход не снижает социальную напряженность, а, наоборот, порождает негатив со стороны других категорий, которые не вошли в документ», - уверена член рабочей группы.

Ее коллеге, главе Лиги защитников прав ребенка Назгуль Турдубековой не понравилось название документа. «Программа не должна называться «социального развития». Тогда захватываются все блоки, в том числе и здравоохранения, и образования. У Минсоцразвития должны быть свои приоритеты, прежде всего это защита уязвимых групп населения. Поэтому документ должен называться программой социальной защиты», - заметила она.

Правозащитник также возмутилась категориальным подходом ведомства. «Большой объем бюджетных средств поглощают категории граждан, которые в принципе не относятся к малоимущим, живут лучше и круче тех, кто действительно нуждается в поддержке. Воины-афганцы, к примеру, сидят и в правительстве, и в парламенте, получают зарплату, пособия. А где принцип социальной справедливости?» - задалась вопросом Назгуль Турдубекова.

Министерский подход

Для дискуссии сторонам не хватило и двух часов. Большинством голосов, как и ожидалось, поддержали вариант программы, предложенный Минсоцразвития.

«Это какой-то нонсенс, я даже не понял, как возник второй вариант документа, - прокомментировал позже ИА «24.kg» глава ведомства Кудайберген Базарбаев. - Оказывается, бывает и так. Отдельные участники предложили убрать категориальный принцип. Но это в корне неправильно: в категориях есть и участники Великой Отечественной войны, и блокадники Ленинграда, и узники концлагерей».

«Вообще, раньше у нас было 38 категорий, которые получали льготы и пособия, в 2010 году список сократили до 25. Не нужно спекулировать на отдельных нюансах. К примеру, сегодня у нас 115 тысяч многодетных семей получают пособия в среднем по 500 сомов, как малообеспеченные. Это же большая армия! Однако эти дети живут дома. А у кого-то из ребят нет никого, и они живут в интернатах. За ними тоже нужно ухаживать, да, это будет дороже. Но это другая категория. Поэтому противопоставлять цифры просто неэтично. У нас много категорий, и к каждой свой подход», - сказал чиновник.

Теперь документ обсудят в регионах. Чиновники вновь обещают максимально учесть все поступившие предложения. К 22 августа конечный вариант программы должен быть готов, чтобы программу успели согласовать в министерствах и ведомствах, учесть ее при обсуждении бюджета.

«На каждом этапе наши оппоненты будут нам строить препятствия. Это нормальный процесс. Мы должны учитывать разные мнения, - признает Кудайберген Базарбаев. - Но нельзя допустить социального взрыва. Как только люди узнают, что хотят убрать категории... Впервые все перевернулось с точностью до наоборот. Если раньше министерство защищалось от народа, то сегодня наши оппоненты призывали к экономии, а наше ведомство впервые защищало интересы наиболее малоимущих слоев населения. Это парадокс. Однако это нас радует».

Главное - пообещать

Но одной радости мало. Для реализации документа нужны серьезные финансовые средства. Многие помнят, с какой надеждой ждали появления Стратегии развития соцзащиты населения в 2012 году. Однако практически сразу документ признали амбициозным и невыполнимым. В конце 2014-го чиновникам придется отчитаться о его реализации. Но уже сегодня в Минсоцразвития говорят о нерешенных вопросах. К примеру, из-за ограниченности бюджетных средств не удалось создать службу общереспубликанского телефона доверия для детей, подвергшихся жестокому обращению. Теперь разработать положение о горячей линии обещают только к 2016 году. Разумеется, с учетом того, что будут деньги.

Есть и другие проблемы. «Функции защиты детей, находящихся в трудной жизненной ситуации, передали Минсоцразвития. В связи с этим на местах увеличился объем работы сотрудников отделов поддержки семьи и детей, а также социальных работников. При этом не был увеличен штат с выделением соответствующих финансовых средств. Из-за отсутствия денег у сотрудников нет возможности своевременно выезжать на экстренные случаи, касающиеся детей, проводить мониторинг усыновленных и находящихся под опекой детей и другое», - констатируют в ведомстве.

«Несмотря на принимаемые меры, одной из актуальных проблем остаются детская безнадзорность и совершение правонарушений несовершеннолетними. Также тревогу вызывает насилие в семье. Остаются проблемы и в предоставлении ежемесячных социальных пособий (ЕСП) сиротам и детям, потерявшим одного кормильца, которые заключаются в том, что размеры ЕСП стали опережать размеры пенсий, назначаемых сиротам и полусиротам. Данный факт вызывает недовольство у населения, поскольку пенсии предоставляются на основе страховых принципов, а пособия являются господдержкой в случае отсутствия права на пенсию», - поясняют разработчики новой программы.

«Та стратегия была оценена в 26 миллиардов сомов, но была не просчитана и чрезмерно амбициозна, почему отдельные статьи и не были выполнены, - отмечает Кудайберген Базарбаев. - Новую же программу мы прорабатываем уже полгода, многие вещи просчитаны, боремся с Минфином, отстаиваем интересы граждан. К примеру, на 2015 год нам предлагают контрольные цифры на 10 миллионов сомов меньше, чем в 2014-м. Однако этого не будет!».

Пока точные цифры, во сколько оценена программа финансово, не называются. «Программа рассчитана на три года. Ежегодно думаем в среднем иметь около 10 миллиардов сомов», - пояснил министр.

Получается около 30 миллиардов сомов, то есть еще больше, чем было необходимо для реализации прежней стратегии. Не окажется ли под угрозой очередной написанный документ? В Минсоцразвития уверяют: «Программа будет конкретной и не воздушной».

Как правило, бурные дискуссии о стратегических документах ведутся во время написания. Ближе к истечению срока их действия разговоры вновь возобновляются. Но обычно все обещания и планы так и остаются на уровне разговоров. Или еще кто-то верит в их исполнение?

Бизнес